История психоанализа. Хайнс Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. Жизненный путь Гартманна и научное развитие последовательно привели его в область изучения проблем, остававшихся в стороне от внимания психоаналитиков, где он проявил себя как теоретик, новатор и учитель, стремившийся связать психоанализ с социальными науками и задачами социологии.
Необычайно широкое образование и неустанное изучение различных дисциплин дали ему колоссальное знание, а широта его взглядов и научных интересов сочетались с его способностью к абстрагированию и синтезу при построении психоаналитических теорий. Чтобы суметь оценить вклад Гартманна в психоанализ, необходимо рассказать о развитии психоаналитических идей до того времени, как он начал публиковать свои первые работы. Детальное описание психологии Я до 1937 года должно помочь нам под правильным углом зрения рассмотреть то плодотворное влияние, которое оказала его классическая работа «Психология Я и проблема адаптации» (1939). Очерк его жизненного пути, личных отношений и деятельности позволит лучше понять тот вклад в психоанализ, который он внес самостоятельно или в сотрудничестве с Эрнстом Крисом и Рудольфом Лёвен-штейном.
РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА В 1895-1937 ГОДЫ
Основываясь на фактах, пожалуй, можно предположить, что развитие психологии XX столетия началось с работ Зигмунда Фрейда в конце 90-х годов XIX века в Вене. В первых публикациях Фрейда сказывалось его научное образование и интерес к нейрофизиологии, а во многих статьях, написанных им на рубеже веков, он пытался разрабатывать нейропсихологию. Однако до третьего десятилетия нового века последующие сочинения Фрейда все больше и больше вбирали его собственный опыт применения психоаналитического метода в клинической работе и сообщения его первых учеников и коллег. К этому времени он разработал фундаментальные психоаналитические гипотезы в таких публикациях, как «Толкование сновидений» (1900), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в метапсихологических сочинениях — например, «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — и других важных трудах.
В 20-е годы появились работы «Я и Оно» (1923) и «Торможение, симптом и страх» (1926), в значительной степени способствовавшие развитию психоаналитической теории, которые мы знаем теперь как структурную теорию. Эта теория открыла новые перспективы, и аналитики стали уделять все большее внимание роли агрессии как независимой силе, способствующей возникновению конфликтов в душевной жизни (дуалистическая теория влечения). Возникшее в результате этого направление являлось стимулом и создавало основу для разработки новой концепции — психологии Я. Этому также способствовала работа Анны Фрейд «Я и защитные механизмы» (A. Freud 1936), в которой давалась новая формулировка психоаналитических представлений о природе невротического конфликта, которые выражались в понятиях влечения, опасности, страха и защиты. Наряду с ранее опубликованной статьей Вильгельма Райха «Характероанализ» (Reich 1933) и статьями Фенихеля (Fenichel 1934), Нунберга (Nunberg 1931), Вельдера (Walder 1930) и других эта работа способствовала разработке психоаналитического метода, который теперь называется анализом Я или анализом защит. В дальнейшем мы более детально обсудим проблемы в области психологии Я, которой Гартманн посвятил свой труд. Биографический очерк и обзор некоторых его ранних сочинений помогут нам понять также другие детерминанты его идей и воззрений.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Хайнц Гартманн родился 4 ноября 1894 года в Вене. В его роду было много мужчин и женщин, проявивших себя в области политики, литературы, медицины, искусства и музыки. Его дед, Мориц Гартманн (1828—1872), во время революции 1848 года был активным политиком и депутатом первого немецкого парламента. После свержения временного правительства он сбежал в Женеву, женился и поселился там навсегда. В свое время он снискал большой авторитет как поэт, писатель-сатирик, репортер и либреттист. Более того, он стал профессором немецкой литературы! Собрание его сочинений было опубликовано в 1873 и 1874 годах в 10 томах, однако они включали в себя лишь часть его литературного творчества. Его сын, Людо Мориц Гартманн (1856—1924), политик и историк, после Первой мировой войны был австрийским послом в Германии и перевел труд Теодора Момзенса, посвященный римской истории.
Он издал книгу по всемирной истории и в звании ординарного профессора преподавал историю в Венском университете. Кроме того, его хорошо помнят как организатора народных школ в Вене. И Людо, и Морицу Гартманну посвящены многочисленные биографические и критические работы. Дедом Хайнца Гартманна по материнской линии был Рудольф Хробак (1843 — 1910), профессор акушерства и гинекологии в Венском университете. Его дочь была очень одаренной в музыкальном отношении женщиной, художницей и пианисткой. Влияние, оказанное с этой стороны семьи на развитие Хайнца Гартманна, проявилось в том, что наряду с медициной — основным его интересом — он увлекался игрой на скрипке и пианино, акварельной живописью и поэзией. До четырнадцати лет Гартманн обучался частным образом, и только потом он стал ходить в общественную школу.
За этим частным обучением следил Карл Зайтц (1869—1950) — будущий бургомистр Вены и лидер социал-демократической партии. Кроме того, в юношеские годы Гартманна в доме его родителей встречались многие выдающиеся люди того времени, где они бурно обсуждали новые идеи и возникавшие в мире проблемы. После увольнения с воинской службы в 1920 году Гартманн закончил медицинское обучение в Венском университете. Во время учебы он занимался философскими и научными исследованиями, ав1917и1918 годах опубликовал несколько статей об обмене веществ. После того как его отец стал послом в Берлине, он сопровождал его в качестве секретаря и был непосредственным свидетелем политических событий того времени. Затем он приступил к изучению психиатрии в психиатрической и неврологической клинике у Вагнера-Яурегга1 в Вене.
Здесь он встретился с другими учеными своего времени, в частности с Паулем Шильдером, вместе с которым в 1923—1927 годах он опубликовал четыре работы. Написанная в 1924 году в соавторстве со Степаном Бетльхеймом работа об ошибочных реакциях при корсаков-ском психозе была выполнена в рамках исследовательской программы на стыке экспериментальной психиатрии и психоанализа. Его научные интересы проявились в исследованиях близнецов, невроза навязчивости, кокаиновой зависимости и гомосексуализма, гипнотических феноменов и в работах на многие другие темы. В течение последующих десяти лет были опубликованы примерно еще 30—40 работ и энциклопедических статей, в которых в основном сопоставлялись воззрения классической психиатрии и психоанализа. До 1934 года Гартманн проводил свои исследования в университетских клиниках и в это же время прошел учебный анализ в Вене и в Берлинском психоаналитическом институте у Шандора Радо.
Он покинул клинику, чтобы заниматься частной психоаналитической практикой, а в 1934 году Фрейд предложил ему продолжить у него свой учебный анализ. Это был знак наивысшего признания, который в то время мог получить психоаналитик. Кроме того, в 1933 году вместе с Паулем Федерном и Шандором Радо он был назначен редактором «Международного журнала психоанализа», и в это же время у него завязалась дружба с Эрнстом Крисом, который вместе с Робертом Вельдером являлся редактором реорганизованного журнала «Imago». В 1928 году Гартманн женился на Доре Карплюс, детском враче, которая затем также стала психоаналитиком. Два его сына, Эрнст и Лоуренс, жили в Вене, откуда в 1938 году эмигрировали вместе со своими семьями.
В 1941 году Гартманн приехал в Нью-Йорк, после чего некоторое время жил в Париже, Женеве и Лозанне. Там он продолжил свой путь, начатый в Вене и Париже, в качестве обучающего аналитика в Психоаналитическом институте Нью-Йорка, а в 40-е годы занимал в нем многие почетные должности. Вместе с Анной Фрейд и Эрнстом Крисом он стал основателем и издателем журнала «Psychoanalytic Study of the Child». В 1952—1954 годах он был президентом Нью-Йоркского психоаналитического общества, с 1951 года по 1957 — президентом Международного психоаналитического объединения, а с 1959 года и до своей смерти в 1970-м — почетным президентом этого общества (Eissler, Eissler 1966). Особого упоминания заслуживает история плодотворного сотрудничества Гартманна с Эрнстом Крисом и Рудольфом Лёвенштейном: в 1945—1962 годах они совместно опубликовали ряд важных работ, которые либо внесли вклад в развитие идей Фрейда, либо благодаря более точным и приближенным к практике формулировкам конструктивным образом их модифицировали.
Дружба Гартманна с Крисом началась в Вене, а затем они снова встретились в 1941 году в Нью-Йорке. Лёвенштейн, который познакомился с Гартманном в Париже, в 1942 году также приехал в Нью-Йорк, где стал преподавать в психоаналитическом институте. Когда Лёвенштейн присоединился к своим коллегам, они уже работали в новой Школе социальных исследований и в Нью-Йоркском психоаналитическом институте и организовали регулярные, основанные на клиническом опыте дискуссии с намерением выяснить, каким образом можно развивать психологию Я и какое место занимает Я в психоанализе. Основной интерес Лёвенштейна был связан с оценкой данных, получаемых в процессе психоанализа. Этот интерес заметно проявляется во многих совместных публикациях и в работах, написанных Лёвенштейном самостоятельно. Крис, считавшийся одним из самых изобретательных и элегантных стилистов, часто брал на себя функцию формулировки окончательного варианта их совместных усилий.
Влияние Гартманна заключалось в том, что он определял тему, уточнял ее и стимулировал. Это часто давало новый импульс ученым, занимавшимся непосредственным наблюдением за детьми, экспериментальным психоанализом или исследованием нормального функционирования индивидов и групп. Общими усилиями Гартманн, Крис и Лёвенштейн пытались свести воедино в рамках структурной теории различные, значительно отличающиеся друг от друга представления о Я, его функциях, развитии и роли. Они подчеркивали значение генетического подхода при формулировке психоаналитических гипотез, особенно при изучении формирования психических структур. Ими подробно обсуждались роль агрессии, представления о нейтрализации энергии с точки зрения функционирования Я, а также то место, которое психоаналитическая теория занимает среди других наук, а их совместные усилия способствовали значительному прогрессу в достижении изначально поставленной Фрейдом цели — превратить психоанализ в общепсихологическую теорию.