Зигмунд Фрейд и психоанализ
- Идентичность психоанализа
Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной , главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции ( самонаблюдения ) в лабораторных условиях . Это направление , получившее название структурной школы , основано психологом Вильгельмом Вундтом , открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге . В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними . Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей , разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом , тогда еще молодым венским врачом . Вместо того , чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание , Фрейд сравнил его с айсбергом , ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды . В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и сознающее свое поведение , он выдвинул иную теорию : люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта , истоки которого лежат в другой , более обширной сфере психической жизни - в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях . Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами влечения , рассудка и сознания . Термин « психодинамический » указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности . Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода - она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между сознательными мотивами и бессознательными влечениями , которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.