Прикладной психоанализ. Психоанализ и литература
Отношения, связывающие психоанализ и литературу, можно назвать столь же волнующими, сколь и давними. Психоанализ и литература оказали друг на друга мощное и разнообразное влияние. Не претендуя на полноту изложения, мы постараемся осветить в этой статье некоторые аспекты этих взаимоотношений.
Психоаналитическая рецепция литературы
Многие ключевые понятия философии Фрейда имеют литературное или литературоведческое происхождение. В произведениях Фрейда можно обнаружить ссылки на Аристотеля, Гете, Грильпарцера, Гейне, Гофмана, Келлера, Ибсена, К.Ф. Мейера, Ницше, Шопенгауэра, Шекспира, Софокла, Стриндберга, Золя и других писателей. При ознакомлении с анализом личных читательских пристрастий Фрейда он предстает широко начитанным человеком, чья восприимчивость к современным ему литературным и научным произведениям позволяет заключить, что он был поистине «дитя своего века».
Когда на пути исследования душевных процессов Фрейд вплотную подошел к границам естественнонаучных методов, он, в отличие от многих, не остановился на достигнутом, не поспешил объявить несостоятельным все то, что не поддавалось естественнонаучному объяснению. Оказавшись в столь сложном положении, он принял неожиданное решение, и всю свою дальнейшую жизнь следовал «окольным путем», занимаясь индивидуальной реконструкцией биографии отдельного человека.
Вскоре Фрейд заметил, что «истории болезни, которые я нишу, читаются как новеллы...». На протяжении многих лет, и прежде всего во времена возникновения журнала Imago (1912—1936 гг., некоторые важнейшие статьи воспроизведены в издании Fischer, 1980), изящная словесность неизменно поставляла словесности психоаналитической аргументы, служившие доказательством психоаналитических теорем. В начале века представители гуманитарных наук не мыслили психоанализа вне литературы, к которой психоаналитики обращались в поисках аргументов в пользу своих гипотез.
Аналитик и поэт представлялись в известном смысле «коллегами». Разумеется, не заставила себя ждать и обрагаая тенденция. Постепенно складывалось мнение о том, что поэтов можно изучать как пациентов психоанализа, например, исследовать прегенитальную сексуальность Граббе на основании его произведений.
Психоанализ интерпретирует литературу
Несмотря на то что литературоведы на первых порах довольно скептически восприняли многие психоаналитические литературные интерпретации, последние смогли привлечь к себе внимание специалистов и стали предметом научной полемики, которая касалась как отдельных интерпретаций, так и психоаналитической эстетики и методологии в целом. В рамках психоаналитической теории возникло несколько моделей творческой личности.
Самая известная из этих моделей основана на понятии сублимации. Сублимация представляет собой прежде всего уклонение от предосудительных либидозных импульсов (например, гомосексуального характера), в ходе которого предосудительные импульсы увязываются с влечениями эго в рамках приемлемой для общества художественной деятельности. Вместе с тем сублимация может возникать также в связи с нарциссическим катексисом эго.
Когут рассматривал творческие способности и художественное произведение как инверсию или производное архаического нарциссизма возвеличенной самости и идеализированного родительского имаго, подчеркивая, что творческая реализация напрямую зависит от степени «функциональной свободы» здоровой самости. Мелани Клейн полагает, что творчество представляет собой акт реабилитации, которая контрастируете агрессивно-деструктивными фантазиями, характерными для раннего параноидно-шизоидного состояния.
Шасге-Смиргель рассматривает это понятие сквозь призму оригинальной теории перверсий, которые она весьма решительно сводит к лелеемой ребенком и поощряемой матерью иллюзии всемогущества, и считает, что творческий акт устраняет возрастные и половые различия, более того, аннулирует любые различия, придавая идеальные черты и эстетическую ценность объектам анального характера. Само произведение искусства может служить своего рода «анальным» заменителем фаллоса или фетишем. Однако в случае аутентичной сублимации произведение искусства является выражением зрелого идеала эго, сформировавшегося на основе идентификации с отцом.
Согласно Ручки, методы психоаналитической литературной интерпретации следуют либо терапевтической, либо коллегиальной модели. Фрейд уделял равное внимание двум этим подходам: анализу личности автора (по типу анализа процесса терапии или пациента), при котором произведение последнего трактуется и интерпретируется как симптом, и анализу самого произведения, при котором автор воспринимается как талантливый психолог, в известном смысле коллега интерпретатора. Методика психоаналитической литературной интерпретации зависит от ориентации толкователя наличность автора, содержание текста, форму текста или восприятие текста.. Как отмечает Вольф, интерес психоанализа, в принципе, не ограничивается аспектами личности и содержания.