Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Современный психоанализ. Психоаналитическая психодрама

Симона Даймас в своем вводном докладе задается вопросом: «Появились ли за последние годы в индивидуальной психоаналитической психодраме новые технические модификации?» Ее ответ скорее отрицательный.

Но так ли это на самом деле? Разве психоаналитическая теория, на которой базируется концепция индивидуальной психоаналитической психодрамы, не претерпела за последние годы, по крайней мере во Франции, глубокие изменения? Разве мы сами, наш опыт не обогатился за последние годы опытом наших успехов и неудач? Вопрос, на мой взгляд, должен быть поставлен следующим образом: «Каким образом новые достижения психоаналитической мысли повлияли на психоаналитическую психодраму и на способы нашей работы?»

В октябре 2000 г. в Ля Сальпетриер наша группа, в состав которой входили Симона Даймас, Патрик Делярош, Кристиан Флавини и мн. др., демонстрировала фильм, созданный в 1965 г. Мы могли наблюдать совместную работу в одной психодраматической команде Сержа Лебовиси, Рене Дяткина, Моник Курню-Жанин и других известных психодраматистов. Благодаря фильму можно убедиться, что, хотя сегодня в наших технических приемах и теоретических предпосылках появились заметные отличия, основная фрейдовская парадигма осталась неизменной.

Сегодня в работе психоаналитика ведущую роль играет отслеживание процесса контрпереноса и влияния на процесс собственного ментального функционирования. Особенно это важно для последователей В. Биона и Д. Винникотта. Собственная способность аналитика к символизации, базирующаяся на способности к превращению ß-элементов в а-элементы, на зрелом функционировании ос-функции и функции Я, соединенная с вниманием к контрпереносу, описанным Винникоттом в статье «Ненависть в контрпереносе», позволяет нам переосмыслить психическую работу, происходящую во время психоаналитического лечения. Использование контрпереноса в психоаналитическом лечении, как и в индивидуальной психоаналитической психодраме, представляется сегодня такой же необходимостью, как и работа с переносом.

Необходимостью для тех, я бы добавил, кто так считает. Аналитики каузальной школы (Ecole de la Cause) и Ж. А. Миллер видят в такой работе только напрасную трату времени. (Отсюда короткие сеансы.) Работа с контрпереносом позволяет лучше распознать скрытые от осознания части психической жизни пациента, его не поддающиеся ментализации и символизации зоны страдания и боли. Действительно, как нам известно, психические конфликты, которые являются источником страданий анализанта, не могут не найти своего отражения в психической деятельности аналитика. Аналитический процесс порождает у обоих участников аналитической пары «ощущение вовлеченности во все стадии соединения и разъединения» (Бокановский, 2004).

Оба субъекта психоаналитической ситуации — здесь мы добавляем: все субъекты, включенные в психодраматическое действие,— могут под воздействием трансферных процессов одновременно ощутить, как писал Ференци, мгновенную дезориентацию, деструкцию, дезинтеграцию в интимной глубине своей «бесценной» психики.
Тьерри Бокановский в одной из своих последних работ (доклад на тему «Аналитический процесс» для Конгресса франкоязычных психоаналитиков в Милане, 2004) писал следующее: «Активизация сопротивлений делает возможным переход на новый уровень и на обретение новых «психических областей», содержание которых невозможно спроектировать и описать заранее. Безусловно, в них присутствует связь с прошлым травматизмом или ранними психическими конфликтами. Эти психические области были исключены из пространства психического удовольствия, секвестированы, инкапсулированы или подвержены форклюзии, что обрекает субъекта на жизнь в состоянии утраты самого себя. Именно в момент поиска и нахождения этих областей, их освоения и включения во взаимодействие с давно знакомыми происходит то, что можно назвать процессом трансформации».

Перенос через проекции пограничных пациентов — это хороший пример деструктивного процесса, с которым приходится сталкиваться и психоаналитику, и психотерапевтам индивидуальной психоаналитической психодрамы во время лечения. Пациенты с нарциссической идентификацией часто имеют потребность символически предъявить наиболее деструктивные элементы своей психики. Они осуществляют это, заставляя аналитика испытывать страдания, аналогичные собственным, тем самым создавая пространство разделенного опыта. Когда такой перенос полностью сформирован, он позволяет обрести новый экономический статус прошлому архаическому травматическому опыту.

В страданиях анализанта, затрагивающих области идентичности и нарциссизма, проявляется потребность обрести ту часть себя, которую он до сих пор не чувствовал и не осознавал. В каком-то смысле анализируемый ждет от аналитика, чтобы тот стал, по словам Рене Руссийона, «зеркалом его негативного Я», отражающим то, что недоступно для его чувств и понимания. Субъект пытается реактивировать в аналитике чувства, которые он не смог пережить когда-то в своем прошлом, вследствие чего они были вытеснены за пределы его способностей к интеграции и символизации. С аналогичными клиническими проявлениями часто сталкиваются психодраматисты при работе с пограничными пациентами или с пациентами с тяжелой анорексией. Пациенты пытаются донести до нас серьезные страдания, тревоги, страхи уничтожения, с которыми они находятся в частичном контакте. Символизация в таких случаях, если она вообще присутствует, слаба и неэффективна. Место символизации занимают симптомы, непосредственно связанные с архаическими тревогами, пережитыми пациентами в прошлом и нашедшими свое отражение в настоящем через компульсивные суицидальные попытки или через попытки взять под контроль собственное чувство пустоты, например, посредством анорексии.

Индивидуальная психоаналитическая психодрама дает нам возможность в режиме совместной деятельности переработать аффекты, уровень напряжения которых временами достигает очень высокого накала. Наша рабочая группа регулярно пополняется молодыми коллегами. Они особенно тяжело переживают тревоги и многочисленные деструкции, предъявляемые пациентами на психодраматических сессиях. Недавно одна наша молодая коллега просто упала на сессии в обморок. Я вспоминаю случай, произошедший два года назад. Молодая женщина-стажер, присутствовавшая на сессиях в качестве наблюдателя, была вынуждена прервать свою стажировку из-за развившейся у нее идентификации с юной, переполненной тревогой и напряжением пациенткой, страдающей от анорексии, с которой мы в это время работали.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум