Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психотические нарушения. Символизация и психоз

Слово «образ» пользуется дурной славой, так как, заблуждаясь, полагали, что рисунок — это калька, копия, вещь второго порядка, а психический образ является таким рисунком в нашем «интимном хаосе». Но если действительно образ — это нечто другое, то рисунок и картина не принадлежат больше к «в себе», как и образ. Они являются внутренним внешнего и внешним внутреннего, что становится возможным благодаря двойственности чувствования. Без этого мы никогда не сможем понять квазиприсутствие и предстоящую, неотвратимую видимость, что составляет всю проблему воображаемого.
М. Мерло-Понти. «Око и Дух»

Фрейдовская теория мышления присваивает психическому образу статус посредника между бессознательным представлением о вещах и представлением о словах, который имеет привилегированную роль в сознательном становлении бессознательных процессов. Начиная с «Исследований истерии», процесс лечения отмечен необходимостью замещения действий словами в целях отреагирования вытесненных воспоминаний. Таким образом, Фрейд (1893) приходит к необходимости вычленения моторного аспекта речи, способствующего разрядке аффектов через повторное переживание воспоминания, но с наименыними расходами, чем через реакцию, которая была бы адекватной (плач, месть и т. д.).

С этой точки зрения речь является определяющей составляющей вторичного процесса и сознательного становления, так как представления о вещах в меньшей степени соответствуют образам, чем «мыслям» о вещах, «идеям» о вещах, которые потеряли всю сенсорную живость восприятия. К тому же эти представления входят вместе с другими представлениями в ассоциативный процесс и составляют, таким образом, процесс мышления, который, по определению, является беспородным. Отсюда возникает необходимость перехода к представлениям о словах, чтобы придать представлениям о вещах ту сенсорную живость, которую они потеряли.

Фрейд (1923) тем не менее не исключает для представлений о вещах возможности стать сознательными непосредственно, как об этом свидетельствуют образы сновидения и галлюцинации. Но он уточняет, что невербальное мышление — очень несовершенное средство для того, чтобы мысль стала сознательной, доказательством чего является изобразительность логических отношений в сновидении (р. 232).

Вербальное мышление действительно остается привилегированным инструментом аналитического опыта, так как оно позволяет всем частям психического аппарата быть доступными процессам мышления в любой момент. Беспристрастность речи дает отсрочку двум требованиям принципа удовольствия — «как воздерживаться от представлений, вызывающих неудовольствие, так и приостанавливать представления, вызывающие удовольствие,— представления-цели» (Freud, 1985, р. 384). Именно обнаружение этого свойства речи и подтолкнуло Фрейда (1915) к выводу, что представления о словах в качестве процесса сверхинвестирования представлений о вещах позволяют сделать возможной «замену первичного процесса вторичным процессом» и допускают возникновение системы предсознательного.

Тем не менее в работе «Краткий курс психоанализа» (1938) Фрейд говорит уже о том, что речь не определяет предсознательное, хотя и является главной его характеристикой: «Внутренний мир Я, включающий прежде всего процессы мышления, обладает свойством быть предсознательным. Не было бы, однако, правильным рассматривать связь с мнезическими следами слова как условие наличия предсознательного: последнее скорее независимо от этого условия...» (р. 27). Тогда нужно предположить существование превербальной организации мышления, предшествующей возникновению речи и соответствующей связыванию свободной энергии, что можно расценивать как работу связывания, обеспечиваемую предсознательным, которое предшествует речи. С другой стороны, эта концепция связана с идеей о том, что мышление имеет бессознательную основу и относится к сенсорным ощущениям, оставленным предметами.

Гипотеза о бессознательном действительно предполагает, что существует мышление, предшествующее речи, по ту сторону речи, которое Фрейд иногда сравнивает с кантианской «вещью в себе». Задача теории мышления является в данном случае коррелятом концепции представления о вещи у Фрейда. Известно, что во многих текстах Фрейда представление о вещи понимается только как репродукция, воспроизводство вещей в том смысле, какой придает этому эмпирическая психология, а концепции образов и мнезических следов рассматриваются как способствующие такому взгляду. В этом эмпирическом контексте образ является копией реального, репродукцией реальности и залогом адекватного знания. Оппозицией эмпирической традиции является интеллек-туалистская концепция, согласно которой основанием возникновения чувства и сознания является дух и жизнь речи.

В «Бессознательном» Фрейд (1915) избегает этих двух решений, которые вписываются в долгую философскую традицию, определяя представление о вещи как «инвестирование если не непосредственных образов вещей, то, по меньшей мере, инвестирование более отдаленных мнезических следов и их производных» (р. 118 ). Давая такое определение, Фрейд опирается на все то, что он смог разработать относительно психического аппарата, а именно на оппозицию между восприятием, памятью и последовательностью мнезических систем; психический аппарат имеет пространственную структуру, где представления связаны между собой в соответствии с различными типами ассоциаций, откуда происходит идея о представлениях, значение которых определяется не столько индивидуально, сколько системой, где они закодированы. С этой точки зрения
представление о вещи является в меньшей степени прямой дупликацией предмета, скорее фиксированным образом, чем процессом вписывания в психические системы определенных аспектов предмета в соответствии с инвестированием влечения.

Здесь понятие «представление о вещи» связано уже с дифференциацией между внешними инвестированными объектами и объектами, соответствующими процессам интроекции и проекции, которые обращаются к внешним объектам: оно соответствует психической работе интериоризации и отсрочке мнезических следов, работе изобразительности объекта на основании фантазматизации, которая произрастает из работы инвестирования, предшествующей восприятию объекта и речи. Именно эта галлюцинаторная работа, предшествующая восприятию, и определяет в конечном счете, психоаналитическую проблематику представления как «психического представителя влечения». Речь здесь идет о диалектике между процессом инвестирования и работой изобразительности, где представление о вещи располагается между ощущением (галлюцинация удовлетворения) и восприятием (галлюцинация объекта). Представление о слове, присоединяясь, продолжает рефлекторное, отражательное движение, присущее аутоэротическому удовлетворению, и сохраняет моторику, свойственную этому «моторному образу».

Различие между ощущением и восприятием обретает всю свою значимость, когда мы рассматриваем представление о вещи, поскольку «вещь» является сначала через посредство аффекта и никогда не сможет стать ни полностью изобразимой, ни полностью высказанной в адекватном, тождественном дискурсе. В процессе становления бессознательных представлений сознательными параметр аффекта, о котором Фрейд (1915) говорит, что он соответствует «процессу разрядки», и который в его терминологии означает ощущение (р. 84), мешает полной редукции вытеснения как на уровне речи, так и на уровне почти галлюцинаторного репереживания некоторых воспоминаний.
Здесь интересно отметить, что если ревоспоминание получило привилегированную роль в процессе становления осознания, то хорошо известно, что в конце своей работы «Конструкции в анализе» (1937) Фрейд пересмотрел значение речевого ревоспоминания и присвоил главную роль образу и его галлюцинаторному возвращению. Его клинический опыт привел его к переоценке «истинности конструкции» и ее законности благодаря «случайному присутствию настоящих галлюцинаций в тех случаях, которые вовсе не были психотическими» (р. 278), благодаря противопоставлению работы ревоспоминания и реконструкции — гарантов исторической истины.

В этом контексте Фрейд добавляет, что аналитики недостаточно оценили «этот, может быть, основной характер галлюцинации — быть возвращением забытого события первых лет жизни, чего-то, что ребенок видел или слышал в то время, когда он едва мог говорить» (р. 279). Выдвигая такую гипотезу, Фрейд дает нам возможность предположить, что галлюцинаторное ре-переживание в ходе лечения может рассматриваться как главный фактор процесса осознания, в котором образ и превербальное мышление занимают привилегированное положение. В этом замечательном тексте Фрейд сам проводит связь между галлюцинацией, бредовым образованием, конструкцией в анализе и восстановлением отношений с исторической истиной. Он интуитивно почувствовал, что работа с психотическими пациентами требует прохождения через образы, это является движением к восстановлению отношений с первоощущениями и с превербальным мышлением.

С этой точки зрения, образ занимает позицию посредника между вещью и словом и требует внимания как к своей «содержащей виртуальности», которая позволяет субъекту находить дорогу к объекту, так и к своей «медузоподобной власти» (Tisseron, 1989), подвергающей субъекта опасности замкнуться в квазигаллюцинаторном ослеплении, даже в психотической галлюцинации. Тот же автор уместно отмечает, что «неспособность к воображению ситуации может повлечь за собой отреагирование, и в то же время неспособность вообразить ситуацию как осуществившуюся может привести к желанию ее осуществить, чтобы суметь ее вообразить, т. е. чтобы суметь ее символизировать через образ» (р. 1996). Иначе говоря, на запрос пациентов обеспечить им взаимность желания, мы должны предложить им взаимность образа.

Эта переоценка образного мышления является основой размышлений о роли изобразительности в лечении и о значении топической и формальной регрессии (Botella et Botella, 2001); особенное значение она приобретает тогда, когда приходится работать с пациентами, у которых нет способности к формальной и топической регрессии, являющимся условием осуществления временной регрессии в психоаналитическом смысле.

Ф. Дюпарк (Duparc, 2005) отметил тот интерес, который вызывает у психоаналитика современное осмысление психического образа; он также настаивает на его статусе посредника в деятельности представлений — «между перцептивным образом, приближенным к действию и к реальному, которые он стремится воспроизвести, и поэтическим или риторическим образом, преображенным самой речью». Он добавляет: «Этот статус посредника хорошо объясняет позитивную роль образа в оживлении мысли, которую он связывает с телом, с аффектом и с влечением»; но он также указывает на «возможность фиксации, когда травма сковала выработку представлений, необходимых для фантазматической конструкции субъекта, его Эдипа и его семейного романа».

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум