Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психоанализ М. Балинта. Генитальное удовлетворение и генитальная любовь

Эрос и Афродита

В 1935 году Балинт выдвигает тезис о том, что «развитие объектных отношений, то есть развитие любви» и развитие сексуальных целей или (что означает почти то же самое) развитие «обретения удовольствия, эротики» «являются двумя отдельными, хотя и в значительной степени пересекающимися процессами». В 1936 году в своей работе «Эрос и Афродита» Балинт рассматривает развитие эротики и поднимает вопрос, «не является ли предудовольствие и конечное удовольствие пусть и родственными, но все же, по существу, различными и отдельными видами переживания удовольствия».

В «Трех очерках по теории сексуальности» Фрейд описывал «двойственность либидинозного переживания». Он провел различие между предудовольствием и конечным удовольствием и указал на то, что из этих двух форм удовольствия инфантильная сексуальность пока еще не знает конечного удовольствия; «конечное удовольствие является чем-то новым, то есть, вероятно, оно связано с условиями, которые возникают только в пубертате». Балинт считает, что «этот вывод никогда в достаточной мере не был оценен. Конечное удовольствие имплицитно понимается как более развитая, несколько более сложная, скажем так, взрослая форма удовольствия, которая, однако, принципиально не отличается от предудовольствия».

В противопоставлении Эроса и Афродиты Балинт пытается наглядным образом прояснить различие между предудовольствием и конечным удовольствием, «Древние греки считали, что проявления любви распадаются на две группы, которые они затем стали воспринимать в виде двух идей, двух божеств. Первое божество, Афродита, изначально мать-богиня описывается как молодая, обворожительно красивая женщина, которая всегда пробуждает к себе любовь и сама почти всегда влюблена. Без сомнения, она живет зрелой сексуальной жизнью; хотя не всегда с одним и тем же партнером, но если она кого-то любит, то раскрывается в этой любви. Другим божеством любви является Эрос, могущественный бог и все же ребенок, озорной негодник, дерзкий, шельма… он хотя и является постоянным спутником Афродиты, но никогда не бывает ее партнером.

Он только играет, но, играя, решает самые сложные задачи... Он, как самый первый бог, возник прямо из хаоса». Подобно Эросу, предудовольствие является постоянным спутником конечного удовольствия, детским, игривым и все же незаменимым, позволяющим пережить удовольствие от генитального удовлетворения. Предудовольствие может переживаться с самого рождения, оно является «постоянным, как человеческая жизнь, оно всегда вызывается и неразрывно связано со всеми телесными функциями... Оно является, вероятно, первичной функцией нашего тела, сомы» и «переживается обоими полами одинаковым образом, с одинаковыми целями, зачастую также с одними и теми же объектами-то есть, по сути, является бесполым».

«Способности к конечному удовольствию изначально не существует»; она появляется, как Афродита, как признак начинающейся генитальности, взрослого бытия, «вероятно, во время или незадолго до пубертата», оно ограничено во времени и «в конечном счете исчезает» в пожилом возрасте. Конечное удовольствие нельзя рассматривать «как простую суммацию механизмов предудовольствия», оно «гораздо сложнее», обладает «собственным исполнительным органом», который «направлен непосредственно на получение удовольствия», всегда осуществляется в «двух разных в сексуальном отношении формах» и, в отличие от напоминающего игру предудовольствия, «является серьезным, драматичным, а то и трагичным, часто даже чреватым смертью, ведь многие виды животных при первом оргазме умирают».

«Конечное удовольствие, оргазм... по-видимому, в филогенетическом отношении появилось сравнительно поздно», и «каждый индивид должен ему заново обучаться. На протяжении всей жизни он сохраняет в себе нечто чужеродное; сома становится словно опьяненной или одурманенной им». «К важным особенностям конечного удовольствия относится предшествующее значительное усиление напряжения. Гениталии мало пригодны для создания такого чрезмерного напряжения, поскольку легко наступает конечное удовлетворение, за которым следует рефракторная стадия. И, наоборот, благодаря механизму предудовольствия может возникать очень сильное возбуждение; возникать, но не отводиться». Необходимое для наступления оргазма усиление напряжения достигается благодаря «размягчению» объекта любви посредством механизмов предудовольствия.

«Партнеры, — Балинт цитирует свою жену Алису, — словно должны стать сначала детьми, чтобы вместе затем суметь дорасти до оргазма». И именно это многим взрослым как раз и не удается — «простодушно, безусловно», как ребенок, заняться этой любовной игрой и, доверяя собственной устойчивости и устойчивости партнера, «врасти» в «чуть ли уже не травматическое возбуждение», чтобы в конечном счете предаться одухотворяющему единению в оргазме. Если возрастающее возбуждение вызывает слишком большой страх и если «Я недостаточно сильно, чтобы вынести такое большое напряжение... оно либо избавляется от него в своего рода коротком замыкании (например, посредством ejaculatio ргаесох), либо растрачивает его в судорожных попытках сделать возбуждение еще более сильным (фригидность).

Иногда до известной степени это удается, но как раз вследствие спазма конечное удовольствие не достигается, и не остается ничего иного, как, истощившись, оставить любые попытки. Следовательно, многие люди, страдающие нарушениями потенции или фригидностью, по существу, не больны, а лишь задержаны в своем развитии». Но даже способность выносить такое сильное напряжение необязательно будет вести к генитальному удовлетворению. «Когда возбуждение слишком велико — это можно наблюдать у мужчин, которые долгое время жили в воздержании, — то тогда тенденция избавиться от напряжения столь велика, что существенно снижает удовольствие, иногда оно даже становится равным нулю. Только в том случае, если возбуждение можно дозировать, если человек точно знает, что оно не может больше повыситься, чем хочется самому, чем его можно вынести, только тогда удовлетворение, конечное удовольствие, является полным.

В соответствии с этим в экономическом смысле конечное удовольствие является интеграцией двух противостоящих друг другу стремлений. Одно из них является архаичным, чуть ли не биологическим. Оно относится к тому времени, когда принципа удовольствия еще не существовало, его цель: любой ценой избавиться от напряжения, оно не обязательно сопряжено с удовольствием. Другое стремление гораздо моложе, оно, несомненно, психическое. Его цель: поддерживать возбуждение на определенном, опробованном индивидом уровне, сознательно, намеренно достичь этой степени возбуждения, а затем его устранить. Эта функция, можно сказать, этот трюк, несомненно, сопряжена с удовольствием». Если неспособность индивида выносить значительное напряжение является признаком слабости Я, то можно сказать, что, наоборот, способность не только выносить это напряжение, но и сознательно им управлять и устранять является признаком силы Я.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум