Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психотические нарушения. Симптомы регрессии при шизофрении

Фантазии о крушении мира

На ранних стадиях шизофрении часто встречаются фантазии о приближении конца света, что обусловлено, согласно Фрейду, переживанием утраты объектных отношений. Пациенты, испытывающие апокалиптическое чувство, в известном смысле правы, их объективный мир действительно рушится. Иногда переживается утрата только части мира. Например, бредовая идея о чьей-то смерти репрезентирует утрату либидной связи с «умершим». Мир переживается как жизненно значимый, пока он наделен либидо. Когда либидо отводится от объектов, шизофреник жалуется на опустошенность, бессмысленность, монотонность мира, он чувствует, будто произошли некие перемены: люди воспринимаются, словно мимолетные призраки, в новом мире он одинок и обескуражен. Один и тот же феномен относительно локально выражен деперсонализацией, интенсивно и полно — кататоническим ступором. Тому, что данная особенность отражает специфику шизофрении, можно возразить, поскольку у невротиков и нормальных либидо при разочарованиях тоже отводится от реальности. Но возражение неправомерно. В последнем случае либидо отводится совсем по-иному, процессу сопутствует погружение в фантазию, названное интроверсией. Место реальных объектов, в которых индивид разочаровался, занимают воображаемые фигуры, репрезентирующие объекты детства. Шизофреники же полностью теряют интерес к объектам.

Обратившись к этой проблеме, Абрахам ясно указал, что при неврозах в отличие от психозов в процессе отхода от реальности сохраняются объектные репрезентации. Если при депрессивных психозах объектные репрезентации у субъекта как-то трансплантированы, то при шизофрении отведение либидо диффузно, несмотря на акцентуацию определенных эрогенных зон.

Имеется много фактов, которые на первый взгляд противоречат сделанным заявлениям. Даже беглый визит в психиатрическую клинику свидетельствует об интенсивном интересе некоторых шизофреников к объектам. Посетитель сразу становится объектом переноса нежности, чувственности или враждебности. Но беспорядочность и интенсивность наблюдаемых реакций устраняет противоречие. Неустойчивость переноса создает впечатление, что, пытаясь преодолеть нарциссическую стадию и восстановить контакт с внешним миром, эти пациенты преуспевают только на короткое время. Кстати говоря, подобное поведение по отношению к объектам составляет часть «реституционных» симптомов.

В некоторых шизофренических симптомах проявляется намеренный отказ от объектов. Мутизм может выражать не только отсутствие интереса к объективному миру, но также враждебность к нему. В симптоме негативизма открыто выражается негодование в отношении внешнего мира.

Телесные ощущения и деперсонализация

Шизофрения зачастую начинается со специфичных ипохондрических ощущений. Теория ипохондрии, в которой утверждается, что катексисы органов нарастают за счет катексисов объектов, объясняет эту раннюю симптоматику. Начало шизофренического процесса представляет собой регрессию к нарциссизму, что приводит к увеличению «либидного тонуса» тела (всего тела или определенных органов в зависимости от анамнеза). Такое увеличение воспринимается в форме ипохондрических ощущений.

Младенец открывает эго (и объективный мир) в связи с открытием собственного тела, которое отличается от всего окружающего тем, что воспринимается посредством двух видов ощущений одновременно: внешних тактильных ощущений и внутренних проприоцептивных ощущений. Фрейд утверждал, что первоначально эго — телесный феномен, т. е. перцепция собственного тела. «Образ тела» составляет ядро эго. Ипохондрические ощущения в дебюте шизофрении показывают, что при регрессивном изменении эго снова проявляется и изменяется его ядро.

Соматические симптомы в дебюте шизофрении не обязательно состоят в интенсификации ощущений, столь же часто возникает впечатление дефицита ощущений. Индивид воспринимает определенные органы, области тела или все тело, словно ему непринадлежащие, во всяком случае, не вполне обычно. Это объясняется тем же изменением либидо. Когда тело перестает нормально осознаваться, дело не обязательно в отведении либидо от проблемного органа. Иногда орган, напротив, чрезмерно заряжен либидо, сокрытым сильным контркатексисом.

Тоск указывает, что отчуждение тела обычно происходит вслед за предшествующим ипохондрическим периодом. Изъятие объектного катексиса интенсифицирует органный ка-тексис, что вначале вызывает ипохондрические ощущения. Эго, однако, успешно отвергает эти ощущения посредством контркатексиса, в результате возникает феномен отчуждения. И усиление, и ослабление телесных ощущений изменяет образ тела и вызывает у пациента непривычное состояние. Специфические изменения телесного образа обусловливаются подлежащими ментальными конфликтами и могут использоваться в качестве отправного пункта психоанализа.

Шизофренический эпизод начался с отчаяния пациента по поводу непригодности новой шляпы. Психоанализ обнаружил, что при надевании шляпы пациент чувствовал себя иначе. Он считал, что шляпа изменяет форму его головы. Чрезмерная реакция на шляпу была искаженным выражением страха перед «неполадками» в голове. Вообще чрезмерная реакция на одежду означает сосредоточение на телесных ощущениях. Оберндорф описал случаи, в которых неуверенность в чувствовании тела была обусловлена сомнениями относительно половой принадлежности.

В стадии отчуждения повышенному нарциссическому катексису тела противопоставляются защитные реакции. В деперсонализации повышение нарциссического катексиса ментальных процессов компенсируется таким же образом: чрезмерно заряженные чувства и представления вытесняются. Прибегая к самонаблюдению, пациент сознает неполноту чувств на манер забытого имени, крутящегося «на кончике языка». Отчуждение и деперсонализация обычно обусловлены особым видом защиты, контркатексисом против собственных чувств, которые изменились и интенсифицировались вследствие предшествующего повышения нарциссизма. Эго воспринимает произошедшую интенсификацию как неприятность, поэтому с его стороны принимаются защитные меры.

Иногда защитные меры состоят в реактивном отведении либидо, но, как правило, они строятся посредством контркатексиса. Усиление самонаблюдения и впечатление, что недостающие чувства все же существуют (подобно забытому имени), представляют собой клиническое проявление этого контркатексиса. Шилдер особо подчеркивал, что «у индивидов, страдающих деперсонализацией, вовсе не отсутствуют чувства, они просто испытывают внутреннее сопротивление собственным переживаниям». Усиление самонаблюдения — явное выражение такого сопротивления. При деперсонализации тенденция к восприятию тела находится в конфликте с противоположной тенденцией. Орган, который наделен нарциссическим катексисом, наиболее подвержен отчуждению.

Не во всех случаях деперсонализации повышение нарциссизма столь явно, как в дебюте шизофрении. Деперсонализация служит отвержению неприемлемых чувств и вне шизофрении. Она может выражать защиту от возбуждения, особенно при чрезмерном любопытстве и специфических размышлениях.

Сказанное об отчуждении и деперсонализации как реакциях эго на повышение нарциссического либидо относится и к шизофренической растерянности, а также впечатлению шизофреников об изменении всего окружающего. Все эти начальные симптомы обусловлены внутренним восприятием нарциссической регрессии и сопутствующих смешений либидо.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум