История психоанализа
- Психоанализ в 90-е годы XX века
В 90-е годы прошлого столетия Фрейд заложил основы психоанализа как метода, терапии и теории: был разработан метод свободных ассоциаций, в обших чертах было сформулировано понятие переноса, и в ходе самоанализа Фрейд открыл один из краеугольных принципов психоанализа — эдипов комплекс, который в течение его жизни считался исходным комплексом невроза.
Вплоть до 60-х и 70-х гг. нашего века теория Фрейда сохраняла свою целостность, несмотря на неопсихоаналитическис ревизии в Германии и вопреки американской эго-психологии.
Лишь в последующие годы теоретическая система психоанализа пережила фрагментацию под влиянием теории объектных отношений и когутианской психологии самости.
После того как были приняты во внимание этиологические гипотезы предэдиповой ориентации, расширен спектр показаний, позволяющих констатировать так называемые ранние расстройства, подвергнута критике теория влечений, а процесс формирования личности и развития чувства собственного достоинства стали рассматривать сквозь призму революционных теорий, выдвинутых современными исследователями детей младшего возраста, у многих психоаналитиков сложилось впечатление, что дополнения или даже замены фрейдовской парадигмы, основанной на теории влечений, другими психоаналитическими подходами не избежать.
В результате в рамках психоаналитического сообщества возник теоретический плюрализм. Оригинальные концепции Фрейда воспринимались на равных с концепциями Винникотта, Байона, М. Клейн, Когута и Кернберга. В связи с тем, что замкнутые в своих рамках «школы» не занимают доминирующее положение, зачастую наблюдается одновременное использование различных концепций и теоретических подходов, причем нередко различные психоаналитические психологические системы увязываются с определенными этапами развития или видами патологии.
Хотя принципы отдельных подходов, претендующих на самостоятельность, т писс были изложены еще Фрейдом, многим психоаналитикам попытки интеграции представляются сомнительными, поскольку при этом не учитываются расхождения, связанные с теоретическим и методическим своеобразием каждого подхода.--more--
История и положение психоанализа в Германии
Нижеследующий довольно беглый обзор психоанализа 90-х годов XX века является скорее не сводом имен и предполагаемых теоретических течений, а каталогом намерений, для воплощения которых, несомненно, требуется вера в пророческую силу предположений. Дальнейшая теоретическая ориентация зависит от подхода к совершенствованию психоаналитического последипломного образования, причем в психоаналитических институтах в рамках последипломного образования, организованного не но университетским принципам, следует учитывать реальные наличные ресурсы каждого подхода.
Организации имплицитных теорий и сопоставление теорий
Одной из важнейших задач, стоящих перед психоанализом 90-х годов, является приобщение психоаналитического сообщества к имплицитным (подразумеваемым) научным знаниям психоаналитиков, присущим прежде всего клинической практике, наглядно проявляющимся и доказывающим свою целесообразность именно в этой области.
В 80-е годы были предприняты первые попытки внести ясность в эти специальные знания, существующие лишь в устной форме и не представленные ни в одном учебном пособии, и провести их систематизацию. Имплицитные практические знания вмещают в себя огромное количество интуиции, возникающих в ходе клинической практики и нуждающихся в систематизации и научной организации. Следующая важная задача, стоящая перед современным психоанализом, заключается в сопоставлении разнообразных теорий и подходов, являющихся зачастую принадлежностью той или иной «школы», а также в истолковании отличных друг от друга гипотез, касающихся, например, взаимодействия врожденных способностей и окружающей среды, первичного потенциала мотивации, хронологии психологического развития, образа человека и прочего.
Симпозиумы и научные работы, цель которых заключается в исследовании разнообразных психоаналитических теорий на предмет их сходства и различия, создают основу для более или менее последовательного теоретического лексикона. Кроме того, в ходе этих исследований может выясниться, что многие на первый взгляд несовместимые понятия в действительности просто описывают одно и то же явление разными метафорами. При этом следует принимать во внимание то обстоятельство, что еще на стадии формирования психоаналитические понятия отличаются выразительностью и гибкостью, которые соответствуют стремлению психоанализа к целостному подходу, позволяющему охватить весь спектр смысловых взаимосвязей.
Вместе с тем, высказанное замечание не следует воспринимать как выражение позитивистской критики психоанализа, поскольку оно не подразумевает требование строгой систематизации понятийного аппарата, а также введения устойчивого формального и номологического порядка утверждения закономерностей.