История психоанализа. Критика психоаналитических учреждений
Исторический очерк
При создании первых психоаналитических учреждений в 1910 году Фрейд и его последователи отдали предпочтение не профсоюзу, который мог бы напоминать, например, общество физиков, а мощной политической организации под названием «Психоаналитическое движение». По мнению основоположников, эта организация была призвана «благодаря численному превосходству и посредством иных методов, в том числе научной работы», оградить психоанализ от противников.
Вместе с тем она создавалась и для того, чтобы ее члены применяли «подлинные психоаналитические методы Фрейда». Президент организации, который должен был гарантировать выполнение этих задач, получил полное право принимать в организацию новых сотрудников и исключать из нее прежних членов, а также решать вопросы, связанные с публикацией их рукописей. По этому поводу в 1914 году Фрейд высказался следующим образом: «Необходим руководитель, способный наставлять и разубеждать».
Идеи Фрейда следовало сохранить в неприкосновенности, поэтому «движение» должно было «оградить его произведения от некоторых личностей и возможных инцидентов после того, как я покину свой пост».
Дополнительным примером того, что исследования, осуществляемые в рамках смежных научных дисциплин, имеют определенное значение для психоанализа, могут служить научные работы, позволяющие значительно усовершенствовать сложившиеся иод влиянием прежних исследований представления о закреплении паттернов отношения. Повторение неприемлемых паттернов отношения является главной темой любого учения о психопатологии и ее лечении, включая и психоаналитическое. В последнее время растет число проектов исследований на тему привязанности, результаты которых, надо полагать, имеют немалое значение и для психоанализа.
В этой атмосфере и формировалась система психоаналитического образования.
В соответствии с принципами такого подхода, психоаналитиком и достойным претендентом на членство в психоаналитическом объединении считался лишь тот, кто получил подобное образование. Таким образом, психоанализ стал чем-то вроде частной собственности.
Право частной собственности распространяется на сам психоанализ и принципы организации психоаналитических вузов. Стремясь во что бы то ни стало выполнить высказанное Фрейдом пожелание по поводу продолжительности обучения, психоаналитические учреждения постоянно напоминают своим сотрудникам о необходимости строгого соблюдения принципов «основанной Фрейдом психоаналитической науки» (из устава Германского психоаналитического объединения), а на деле сдерживают натиск подлинного научного развития и превращают парадигму основоположника психоанализа в консервированную пищу для ума.