Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Современный психоанализ. Внутреннее чувство безопасности и его значение

В работе «Торможение, симптом и страх» Фрейд (1926) разграничил переживание травмы и переживания опасности. В травматической ситуации Эго беззащитно перед возбуждением, которое невозможно ни разрядить, ни контролировать. В ситуации опасности Эго, наоборот, ожидает ситуации, которой оно не может овладеть и которая является потенциально травматической. Переживание травмы, то есть переживание своей беспомощности, будет одинаковым по своему характеру, независимо от источника неконтролируемого возбуждения, и в ходе развития возникают специализированные методы, благодаря которым можно избежать травматического возбуждения (угрозы травмы, постоянно присутствующей в ситуации опасности) и связанного с ней аффекта тревоги. Источником потенциально травматического возбуждения является Ид или стимуляция органов чувств. В то же время в самой ранней недифференцированной фазе развития младенец не ощущает различия между возбуждениями из различных источников.

Некоторые приемы Эго для противодействия потенциально травматическому возбуждению, были изучены очень подробно. Лучше всего были изучены механизмы защиты. Кроме того, на подчинение возбуждения направлены функции Эго, способствующие адаптации, в том числе функции свободной от конфликтов сферы (Hartmann 1939). Среди них мне хотелось бы особо выделить одну, по некоторым признакам наиболее важную, функцию Эго, при помощи которой Эго контролирует и удерживает в себе возбуждение, способное стать источником травмы. Я имею в виду процесс восприятия, благодаря которому неорганизованные ощущения, поступающие из разных органов чувств, трансформируются в организованные и структурированные перцепции. Развитие примитивной способности к восприятию должно, несомненно, предшествовать дифференциации между ситуацией опасности и переживанием травмы.

Мне хотелось бы теперь кратко сформулировать свой тезис о восприятии. Перцептивный акт носит позитивный характер и не является пассивным отражением в Эго стимуляции, источником которой служат органы чувств; перцептивный акт — это акт, отражающий стремления Эго к господству, посредством которого оно справляется с возбуждением, то есть с неорганизованными чувственными данными, и тем самым защищается от поглощения травмой. Помимо этого успешный перцептивный акт представляет собой интегрирующий акт, сопровождающийся чувством безопасности — чувством, настолько характерным для нас, что оно воспринимается нами как совершенно естественное, и мы рассматриваем его как основу нашего повседневного опыта. Оно представляет собой нечто большее, чем простое отсутствие дискомфорта или тревоги, и является совершенно определенным чувственным качеством внутри Эго. В дальнейшем мы можем считать значительную часть повседневного поведения средством поддержания минимального уровня чувства безопасности, а нормальное поведение и многие клинические данные (такие, как некоторые типы психотического поведения и различные злоупотребления) было бы правильнее считать попытками Эго сохранить этот уровень безопасности.
Исходя из всего этого, я хотел бы предложить понятие принципа безопасности (не углубляясь слишком подробно в его суть), создающее возможности для развития принципа реальности из принципа удовольствия.

Нужно иметь в виду, что Фрейд изложил свою точку зрения на перцептивный аппарат в своей статье о «чудо-блокноте» (1925), где он выделил «внешний защитный барьер от стимулов», «лежащую за ним область, которая получает стимулы — система Псз — В-Сз», и расположенные за ней системы памяти, которые постоянно записывают следы возбуждения. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Фрейд утверждал, что восприятие на самом деле не является полностью пассивным процессом. Он вновь возвращается к этой мысли в статье о «блокноте» и в статье «Отрицание» (1925).

Собранные за последние 20-30 лет данные (особенно данные работы экспериментальных психологов) полностью подтвердили предположение о том, что восприятие представляет собой исключительно активный процесс Эго, часть интеграционной активности Эго. Совершенно очевидно, что между поступающей в Эго сенсорной стимуляцией, прошедшей внешний защитный барьер, и восприятием, которое мы активно конструируем для изменения и ограничения сенсорного возбуждения, существует реальное качественное различие. Более того, восприятие совсем необязательно связано с состояниями сознания, и мы можем говорить как о предсознательном, так и о бессознательном восприятии.
Мы знаем, что акт восприятия является попыткой придать поступающему возбуждению дополнительное «значение» (значение прошлого опыта и будущей активности). Мы также знаем, что инстинктивные влечения и связанные с ними идеи (так называемая «бессознательная фантазия») способны существенно изменить форму и содержание нашего восприятия; что неприятные и угрожающие компоненты в акте восприятия подавляются, а несоответствия могут остаться незамеченными.

Мы можем, следовательно, прийти к выводу, что поступающее возбуждение изменяется не только количеством катексиса (о чем писал Фрейд в своей статье «Отрицание»), но и качественным организующим компонентом, связанным с инстинктивными желаниями, воспоминаниями о прошлом и целым комплексом организованных понятий и схем, созданных в Эго. Этот компонент образует внутреннюю систему координат, по которой оценивается внешний мир. Данная система координат необходима для любого восприятия, и ее формирование, в частности, является необходимой основой для успешного разграничения между «я» и «не-я».

Основная черта процесса восприятия заключается, по-видимому, в том, что он пытается организовать и структурировать данные, поступающие из органов чувств. При этом Эго обрабатывает поступающие в него стимулы точно так же, как оно изменяет скрытые мысли сновидения, трансформируя их в явное содержание. «Работе сновидений» соответствует «работа восприятия». Это, естественно, не должно удивлять нас, если мы считаем, что ребенок затрачивает месяцы и годы, чтобы научиться дифференцировать два разных вида возбуждения — возбуждение, источником которого является влечение, и возбуждение, источником которого служит внешний мир. То, что наши взрослые акты восприятия столь удивительным образом связаны с внешним миром (я считаю тело частью этого мира), а требования Ид не получили такой четкой дифференциации, — это результат возникающей в ходе развития необходимости отказаться от принципа удовольствия в пользу принципа реальности, а также следствие соответствующей потребности в проверке реальности.

Когда мы говорим о катексисе внешнего мира (или о катексисе объектов этого мира), мы имеем в виду катексис находящихся внутри Эго представлений, — представлений, которые были созданы последовательными переживаниями реального мира (правда, эти переживания представляют реальность, искаженную ограниченностью умственного развития ребенка, его воспоминаниями, желаниями и защитными механизмами). По мере взросления ребенка и успешной проверки реальности функция восприятия может заключаться в обеспечении все более и более точной передачи реальных событий.

Мы знаем (особенно по работам Пиаже), что восприятие маленьким ребенком своего тела и внешнего мира искажено не только его потребностями и фантазиями, но и его недостаточно развитой системой координат — системой, посредством которой ощущения изменяются в восприятие. Развитие способности к более чистому и достоверному восприятию идет рука об руку с развитием более точной проверки реальности.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум