Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психосоматические состояния. Неврозы органов. Мышечная система

Состояние запруживания психики энергией сексуального возбуждения (либидо) сразу отображается соматически в мышечной системе. Патогенная психологическая зашита обычно направлена на лишение отвергнутых побуждений мобильности (устранение из сознания - только средство достижения этой цели). В процессе защиты, следовательно, всегда блокируются некоторые движения. Такое торможение подразумевает частичное ослабление произвольного управления движениями, защитная борьба приводит к функциональным расстройствам в скелетных мышцах.

Подобные расстройства противоречат концепции психоаналитика Александера, согласно которой нарушения мышечных функций представляют собой конверсии, а нарушения вегетативных функций — органные неврозы.

Если при локальных или общих мышечных спазмах, тормозящих подвижность, индивид пытается расслабить мышцы, то терпит полное поражение, либо впадает в эмоциональное состояние того типа, что возникает при психокатартическом лечении, когда мысли приближаются к комплексам. Это доказывает, что спазм используется как средство удержания вытесненного материала в вытеснении.

Сходная картина открывается при наблюдении пациентов в процессе острой борьбы за вытеснение. В ходе психоанализа, когда пациент больше не способен избегать правильной интерпретации, но не прекращает сопротивления, часто возникает спазм всей мышечной системы или некоторых ее отделов. Пациент словно хочет уравновесить внешним мышечным давлением внутренний напор вытесненных побуждений, ищущих двигательной разрядки.

Пациентка вначале психотерапии совсем не могла говорить. Как только она пыталась говорить, ее охватывала судорога: мышцы напрягались и она сжимала кулаки. Она испытывала физическую неспособность говорить: чувствовала сжатие, особенно в груди и конечностях, ничего не могла из себя выдавить. После часа молчания она была настолько истощена, словно проделала тяжелую физическую работу. Когда способность говорить у нее восстановилась, это было похоже на освобождение. «Я не могу вам описать свое физическое состояние», — обычно говорила она. Характерно, что спазмы, по словам пациентки, локализовались под нижними ребрами (спазм диафрагмы).

Ференци отмечал, что многие пациенты, особенно при сопротивлении психоанализу, обнаруживают «снижение гибкости в руках и ногах... порой при обмене приветствиями или прощании у них даже проявляется кататоническая ригидность, не всегда подразумевающая шизофрению. С продвижением психоанализа физическое напряжение исчезает но мере разрешения проблем».

Мышечное выражение инстинктивного конфликта не всегда имеет гипертоническую природу. Гипотоническая мышечная установка тоже блокирует или тормозит мышечную готовность. Гипер и гипотонические состояния могут чередоваться, поэтому всю область патологии лучше обозначить как «психогенная дистония».

Дистония и сила вытеснения не всегда пропорциональны. Вопрос не только в том, находят ли психические конфликты выражение в изменениях мышечных функций, но также в типе и локализации этих изменений, очень разных в отдельных случаях.

Затрагивает ли дистония в большей мере скелетную или гладкую мускулатуру, зависит, вероятно, от конституции индивида и влияния среды в раннем возрасте. Индивидуальные особенности играют решающую роль в последующем «психосоматическом анамнезе». Локализация симптомов зависит как от физиологических, так и от психологических факторов. Один из этих факторов легко узнаваем, он состоит в специфике используемого защитного механизма.

У компульсивных невротиков очень важен механизм смещения спазмов сфинктеров, у истериков преобладает блокирование внутреннего восприятия. Исследования должны показать, в каких случаях и при каких обстоятельствах защита и мышечные дисфункции параллельны, а где они значительно расходятся. Спазмы, парализующие скелетную мускулатуру, один из соматических признаков тревоги, они могут появиться как эквивалент тревоги.

По рассказам пациентки, преподаватель ритмической гимнастики обычно обращал внимание на крайнюю скованность и напряжение ее шейных мышц. Попытки расслабиться только усиливали напряжение, и начиналась тошнота. Психоанализ обнаружил, что, будучи ребенком, пациентка видела голубя со скрученной шеей, а затем наблюдала обезглавленного голубя, бившегося еще некоторое время. Этот опыт придал затяжную форму ее комплексу кастрации. Бессознательно она боялась обезглавливания, что проявлялось также в других симптомах, модусах поведения, направленности интересов.

У некоторых индивидов дистоническое поведение является выражением тенденции к анальному задерживанию. Не только страх, но и другие аффекты, особенно злоба и подавленный гнев, соматически выражаются в мышечных спазмах.
В основе дистонии лежат сексуальные влечения, что часто подтверждается наиболее сильными спазмами именно тазовых мышц. Первоначальная аутоэротическая либидинизация мышечной системы может регрессивно оживляться. Как вытеснение представляет динамическую борьбу между побуждением и контркатексисом, так дистония представляет борьбу между двигательным возбуждением и тенденцией его заблокировать.

Психогенная дистония играет, по-видимому, решающую роль в некоторых органно-невротических гинекологических нарушениях, когда снижение тонуса тазовых мышц имеет неблагоприятные последствия, вовсе не подразумеваемые на бессознательном уровне как таковые. Психогенная дистония может также быть основным этиологическим фактором в патологических состояниях типа кривошеи.

Интересно, что эти мышечные дисфункции, как правило, сопряжены с нарушениями внутренней чувствительности и осознания тела. Если удается восстановить осознание отвергнутых телесных ощущений, функции мышц нормализуются. Действительно, дистонические феномены сопутствуют истерическим нарушениям чувствительности и общей холодности.

Пациентка с сильными эксгибиционистскими склонностями, которые компенсировались чрезмерной скромностью, должна была подвергнуться обследованию гинеколога. Долгое время она сопротивлялась этому, боясь, что не сможет пережить такое испытание. Когда осмотр стал все-таки неизбежен, случилось нечто странное, она неожиданно совершенно перестала ощущать свое тело. Произошло отчуждение нижней части тела, и тогда пациентка позволила себя осмотреть.

У другой пациентки наблюдалась связь между спазмом и отчуждением. В период, когда в психоанализе мобилизовалась ее кастрационная тревога, связанная с мастурбацией в детстве, она претерпела операцию под наркозом. Пациентка очнулась после операции с ощущением скованности рук и одновременно чувством, что руки ей не принадлежат. Это состояние повторялось в психоанализе несколько раз, когда ассоциации касались инфантильной мастурбации. Таким образом, органно-невротические дисфункции мышц тесно переплетаются с соответствующими дисфункциями мышечных ощущений.

Психогенная дистония стала отправным пунктом в разных видах «релаксационной терапии» неврозов. Однако обычно релаксация недостижима, пока ей препятствуют защитные конфликты. Иногда снижение тонуса мышц ошибочно принимается за релаксацию, при этом достигается расщепление психического состояния и его физического выражения, т. е. мышечная установка может измениться без соответствующего изменения психической динамики.

Но в некоторых случаях психотерапевт, несомненно, способен вызвать подлинную мобилизацию психических конфликтов, отраженных в мышечном тонусе, посредством своеобразного «обольщения» релаксацией. Эта возможность оправдывает использование упражнений релаксации как самостоятельного метода или дополнения к катартическому лечению.

Длительное «злоупотребление» мышцами в целях невротических спазмов непременно приводит к утомлению. И действительно, усталость, характерная для всех актуально-невротических состояний, вероятно, обусловлена «дистонической» иннервацией мышц. Эта усталость особенно выражена в случаях торможения агрессивности, часто усталость непосредственный эквивалент депрессии.

Психогенные боли в мышцах изучены недостаточно. Иногда такие боли представляют собой конверсионные симптомы. В других случаях они следствие дистонии, что, вероятно, справедливо для определенного типа болей в области поясницы.
Ревматоидные заболевания, поражающие, как известно, не только мышечную систему, тоже подвержены психогенным влияниям, по крайней мере, играет роль психическая структура.

Дунбар проводит различие между двумя типами. Один из них — экстраверт и «травмофилик», предрасположен к поражению суставов. Другой тип — интроверт, амбивалентный, колеблющийся между активностью и пассивностью, предрасположен к поражениям сердца.

Немногое известно о роли психогенных факторов в этиологии неревматоидных артритов. Имеются указания, что лица, предрасположенные к соматическим заболеваниям, бессознательно подавляя двигательную активность, способствуют не только мышечным спазмам, но и неспецифическим изменениям в тканях суставов.

Пациентка, страдавшая бехтеревским артритом, в детстве испытывала огромное наслаждение от движений (и эксгибиционизма). Она собиралась стать танцовщицей и очаровывать зрителей своей красотой. Отец критически относился к фантазиям дочери и убедил девочку, что ее отвергнут из-за отсутствия пениса. В результате она сочла недозволенным танцевать. Протест выразился в развитии агрессивности, которая из опасений усиленно компенсировалась. Давний артрит означал для пациентки наказание и окончательный запрет на «танцевальные» амбиции, эксгибиционизм и реактивные тенденции в связи с «кастрацией». Значение этих факторов в этиологии артрита осталось невыясненным.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум