Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Современный психоанализ. О контрпереносе в психоанализе

Эта небольшая статья о контрпереносе была написана под влиянием некоторых моих наблюдений, сделанных во время семинаров и контрольных анализов. Меня потрясло широко распространенное среди кандидатов мнение о том, что контрперенос всегда является лишь источником беспокойства. Многие кандидаты испытывают страх и чувство вины, когда осознают свои чувства по отношению к пациентам, и поэтому они ставят перед собой цель избежать любой эмоциональной реакции, стать совершенно бесчувственными и «отстраненными».

 
Когда я попыталась найти источник происхождения этого идеала «отстраненного» аналитика, то обнаружила, что в нашей литературе встречаются описания аналитической работы, которые способствуют появлению представлений о том, что хороший аналитик не испытывает к своим пациентам никаких иных чувств, кроме ровной и мягкой благосклонности, а малейшее колебание эмоциональных волн на этой гладкой поверхности — это нарушение, с которым нужно бороться. Возможно, причиной этого является неправильное прочтение некоторых утверждений Фрейда., например его сравнения состояния аналитика с психическим состоянием хирурга во время операции или сравнения с зеркалом. Во всяком случае на эти утверждения ссылались мои собеседники в дискуссиях о характере контрпереноса.

 
С другой стороны, существует и противоположная точка зрения, которой придерживаются, например, сторонники Ференци, который не только признает, что у аналитика имеется целая гамма чувств по отношению к своему пациенту, но и рекомендует, чтобы аналитик иногда открыто выражал эти чувства. В своей искренней статье «Обращение с переносом на основе опытов Ференци» (Ferenczi 1936) Алиса Балинт высказала мнение, что такая честность со стороны аналитика может принести пользу и соответствует присущему психоанализу стремлению к истине. Восхищаясь ее позицией, я не могу согласиться с ее выводами. Другие аналитики также заявляют, что выражение своих чувств по отношению к пациенту делает аналитика более «человечным» и помогает ему создать «человеческие» взаимоотношения с пациентом.
В данной статье под понятием «контрперенос» я имею в виду все чувства, которые испытывает аналитик по отношению к своему пациенту.


Мне могут возразить, что такое использование термина будет не совсем корректным и что контрперенос означает лишь перенос со стороны аналитика. Тем не менее я считаю, что приставка «контр» предполагает существование дополнительных факторов.

 
Следует помнить, что трансферентные чувства нельзя четко отделить от чувств по отношению к другому человеку, который не является заменой родителя. Довольно часто отмечается, что не все чувства пациента по отношению к аналитику связаны с переносом и что по мере развития анализа увеличивается способность пациента к «реальным» чувствам. Это предупреждение показывает, как нелегко отличить эти два вида чувств друг от друга.
Мой тезис заключается в том, что эмоциональная реакция аналитика на пациента в аналитической ситуации является одним из наиболее важных инструментов в его работе. Контрперенос аналитика — это инструмент исследования бессознательного у пациента.

 
Аналитическую ситуацию изучают и описывают с разных точек зрения, но все сходятся во мнении об ее уникальном характере. Тем не менее мы, по-моему, еще недостаточно учитываем тот факт, что она представляет собой взаимоотношение между двумя людьми. Это взаимоотношение отличается от остальных видов взаимоотношений не присутствием чувств у одного из партнеров (пациента) и их отсутствием у другого партнера (аналитика), а степенью переживания чувств и их использованием — двумя взаимосвязанными факторами. С этой точки зрения цель собственного анализа аналитика заключается не в его превращении в механический мозг, способный создавать интерпретации на основе чисто интеллектуальной процедуры, а в умении поддерживать движение своих чувств (не разряжать их, как это делает пациент) для подчинения их аналитической задаче, при решении которой он выступает в качестве зеркального отражения пациента.

 
Если аналитик не будет обращаться в своей работе к своим чувствам, то его интерпретации станут бессодержательными. Мне часто приходилось наблюдать это в работе новичков, которые из страха либо игнорировали свои чувства либо заглушали их.

 
Мы знаем, что аналитик все время должен поддерживать свободно парящее внимание для того, чтобы следить за свободными ассоциациями пациентов, и это помогает ему работать одновременно на многих уровнях. Он должен понимать явное и скрытое значение слов пациента и их подоплеку, намеки на предыдущие сеансы; ссылки на детские ситуации при описании современных взаимоотношений и т.д. Способность слушать подобным образом поможет аналитику избежать опасности концентрации на какой-то одной теме и даст ему возможность остаться восприимчивым к необходимости сменить тему, а также к последовательности ассоциаций пациентов и пробелам в них.

Я считаю, что наряду со свободно парящим вниманием аналитик во время работы должен обладать также и высокой эмоциональной чувствительностью для того, чтобы следить за эмоциональными движениями и бессознательными фантазиями пациента. Наше главное предположение заключается в том, что бессознательное аналитика понимает бессознательное пациента. Это отношение глубокого уровня выходит на поверхность в форме чувств, на которые аналитик обращает внимание при реакции на пациента — в своем «контрпереносе». Это наиболее динамичный способ, помогающий аналитику услышать голос пациента. Сравнивая чувства, вызываемые в нем ассоциациями и поведением пациента, аналитик получает в свое распоряжение наиболее ценное средство проверки того, удалось ли ему понять своего пациента или нет.

Любые сильные эмоции, такие, как любовь или ненависть, желание помочь или гнев, побуждают скорее к действиям, чем к раздумьям, и отрицательно влияют на способность человека наблюдать за происходящим и правильно его оценивать. Из этого следует, что если эмоциональная реакция аналитика приобретет интенсивный характер, то она уничтожит свой объект.


В таком случае эмоциональная чувствительность аналитика должна носить не интенсивный, а скорее экстенсивный, дифференцирующий и подвижный характер.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум