Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Истерия и конверсионные симптомы. Психотерапия истерии. Истерия у детей и подростков

Вначале я хотел бы представить краткую клиническую иллюстрацию, хорошо известную во французской литературе. Это отрывок из автобиографического произведения Андре Жида «Если зерно не погибнет». Жид описывает приступы возбуждения и патологической моторики, которые, являясь отчасти следствием симуляции, возникали у него в возрасте 12 лет после выздоровления от оспы: «Даже если я и сознательно производил эти движения, они все же были лишь отчасти произвольными, т.е. самое большее — я мог их лишь немного умерить, зато, производя их, я испытывал огромное удовлетворение». Во французском языке слово soûlasse (удовлетворение) может относиться и к опьянению, и к сытости. Здесь уже ощущается присущее симптому сочетание удовлетворения и удовольствия, к которому мы еще вернемся. Таким образом, Андре Жиду удавалось не ходить в школу и избегать мучений, причиняемых ему его одноклассниками, которые, по его словам, завидовали его блестящей декламации.

Вследствие этих приступов он отправляется в длительное десятимесячное путешествие с целью лечения на водах. Он начинает снова ходить в школу, и снова дело не идет на лад, он жалуется на жестокие головные боли, по поводу которых врач назначает ему бромиды. Приступы этих недомоганий повторялись периодически на протяжении всей жизни Андре Жида. Только с возрастом соматические недомогания становились разнообразнее. У него бывали и эпизоды анорексии, и приступы внезапной астении; в связи с метеоризмом у него возникали боли в животе, которые расценивались врачом как «чисто нервные». Для облегчения метеоризма врач не нашел ничего лучшего, чем предписать Андре Жиду ношение ортопедического пояса. Эти приемы врачевания, вернее, эти медицинские недоразумения переживались Жидом очень болезненно, о чем свидетельствует его последующее озлобление на своего врача. Он написал об этом так: «Как можно ему простить эти выписанные мне рецепты? Если бы мертвым можно было бы вчинять иск, я бы затеял против него процесс».

Именно для того, чтобы избежать подобных недоразумений, я в последние годы занялся изучением соматизированных вариантов аффективных страданий и нарушений межличностных взаимоотношений у детей и подростков. Будучи психиатром и психоаналитиком, работающим в отделениях педиатрии и детской психиатрии, я на протяжении многих лет сталкиваюсь с такими больными и с их родителями.

Семьи таких больных как бы подталкивают нас, врачей, к вышеописанным недоразумениям, поскольку и дети, и их родители не расположены к тому, чтобы находить связь между психическим и соматическим — связь между словом и телом, т. е. не готовы к тому, чтобы совершить этот, по выражению Фрейда, «настоящий прыжок». Правда, здесь речь идет о прыжке, обратном тому, о котором шла речь у Фрейда. Он описывал прыжок от психического к соматическому в генезе конверсионной истерии. Слово «истерия» с тех пор поистерлось, ибо оно было заведомо более многозначным, чем термин «конверсия». Мы знаем, что современная американская классификация психических расстройств DSM (Diagnostic and Statistic Manual) в некотором смысле «вытесняет» понятие «истерия» у детей как «слишком неопределенное».

В DSM III и в DSM IV можно констатировать нарастающую фрагментацию и раздробление понятия истерии. В общем-то, термин «истерический» встречается там многократно, но всякий раз в скобках, причем всегда используется с точки зрения бихевиористской семиологии (описания поведения). Конверсионные нарушения, а также истерическая (гистрионическая) личность рассматриваются в DSM только у взрослых. По моему мнению, это уже повлекло за собой серьезные последствия, связанные с так называемым MPD (multiple personality disorder) — «расстройством множественной личности». Всем, конечно же, известно об этом синдроме, выражающемся в том, что больной в разное время представляется разными личностями, причем в количестве от 2 до более 100 (по критериям DSM). Очень часто эти больные заявляют о якобы перенесенных ими в детстве сексуальных травмах. Этот феномен получил такое распространение в США, что в настоящее время инцест констатирован (в судебном порядке) уже в 10 млн. семей, и число процессов только нарастает. Так, например, старику 94 лет его дочь 57 лет вчинила иск в том, что он сексуально злоупотреблял ею, когда она была ребенком.
Не так давно в американском журнале «Adolescent psychiatry» в томе 19 за 1993 г. появилась очень обстоятельная статья Клюфта и Шульца об MPD y подростков, в ней термин «истерия» ни разу даже не упомянут, а Фрейд не назван в библиографии.
Вышеизложенные соображения указывают на необходимость, прежде чем говорить о клинике, вернуться к нескольким определениям.

В историческом плане я кратко напоминаю, что истерия у взрослых была впервые описана еще в глубокой древности. Египтяне, описывая истерию, сводили ее к болезни матки и, соответственно, лечили истерию окуриваниями влагалища, с тем чтобы вернуть матку в нормальное положение, так как они считали, что матка перемещается в теле. Эта маточная теория была воспринята Гиппократом. Однако я не стану входить в исторические подробности. В любом случае маточная теория истерии продержалась у психиатров вплоть до XIX в., например, ее придерживался Ландузи.

За нею следовала демоническая теория, зародившаяся вместе с христианством и распространенная в Средние века. На эту тему я процитирую психиатрический анализ одного весьма показательного рисунка. Речь идет об эстампе, который Шарко приводит в своих лекциях 1888 г. Здесь изображен ребенок в истерическом припадке. Ребенка сопровождает итальянский священник-доминиканец. Интересен комментарий Шарко по поводу этого ребенка, якобы одержимого бесами: «Перед нами эстамп, репродукция римской фрески из Гротта-дирратта, на которой Св. Нил исцеляет одержимого. Этот одержимый определенно не был нарисован с натуры, что я не раз показывал моим слушателям; замечу только, что положение рук одержимого неверно, во всяком случае не соответствует тому, что наблюдается во время истерического припадка. Одержимый у доминиканцев поднимает руки кверху, тогда как истерики вытягивают их вдоль тела в сильной пронации. В остальном же картина точна».

Эта доминиканская картина из Гроттадирратта Сан Нило интересна тем, чего не заметил Шар-ко. Доминиканец держит перед собой сосуд со священным маслом, мирром, и они вместе с больным смотрят сквозь него на образ Богоматери (которого не видно). Шарко не рассмотрел здесь смысла, мистического, конечно же, т. е. разведения рук в позе распятия, взора, устремленного на Мадонну, треугольника складывающихся здесь отношений и т. п. Вместо этого он делает упор на семиологию, отмечает неточности картины: руки больного подняты вверх. Он говорит так, поскольку в его описании истерического припадка, в описании, сделанном с неврологических, а точнее, с эпилептологических позиций, руки должны были быть непременно вытянуты вдоль тела в сильной пронации. Иными словами, позиция Шарко состояла в том, чтобы свести всю картину к совпадениям и несовпадениям с его чисто семиологическим описанием, не обращая внимания на религиозные аспекты изображения, на идентификацию этого ребенка с Христом, т. е. не обращая внимания на смысл этой сцены. Все это важно для понимания того факта, что Шарко рассматривал истерию преимущественно под углом зрения неврологической теории, которую разрабатывал также Уиллис и многие другие.

Не стану более задерживаться на истории и перейду к психоаналитической, т. е. к собственно этиопатогенетической концепции истерии, позволяющей понять как ее соматическую симптоматику, так и истерическую структуру личности. Согласно психоаналитической теории, при истерии задействован механизм вытеснения в бессознательное некоторых психических представлений, т. е. мыслей, образов, воспоминаний. Классическая психоаналитическая теория главным образом оперирует представлениями, связанными с эдиповой ситуацией. Симптомы же являются компромиссными образованиями, обнаруживающими частичный неуспех вытеснения. Вытесненные представления, хотя и искаженные защитами, тем не менее проникают в сознание с целью пусть неполного и замаскированного, но все же исполнения затаенного желания. Например, во время припадка, в описании Шарко, на одной из стадий есть отчетливые воспроизведения сцены совокупления, связанного с ним удовольствия и возбуждения. Таким образом, здесь в театрализованной форме достигается частичное удовлетворение затаенного желания.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум