Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Что такое помощь психолога? Группы Балинта

Благодаря группам Балинта врачи, психологи и другие представители социальной медицины получают возможность обсудить с коллегами конфликты, возникающие в рамках отношений с пациентами и клиентами. В данном случае процесс психологической переработки носит психоаналитический характер, поскольку члены группы обращают внимание на бессознательный подтекст сообщений, рассматривают групповую ситуацию как отражение предшествующих социальных и профессиональных отношений, учитывая то обстоятельство, что любая попытка выяснения сущности реляционного конфликта неизбежно наталкивается на препятствии и вызывает сопротивление.

В 1949 году ученик Ференчи психоаналитик Михаэль Балинт пригласил практикующих врачей на «исследовательский семинар», который проводился в Тавистокской клинике в Лондоне. Годом раньше он разделял со своей женой Энид Балинт обязанности но руководству группами тренинга для консультантов но вопросам брака. По его замыслу, групповые занятия должны были помочь каждому врачу получить полное представление о психологических проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной практике, и таким образом добиться «частичного, но существенного изменения» собственной личности.

Согласно Балинту, каждому врачу следовало прежде всего определить степень своей предрасположенности к конфликтам, характер своих «стандартных реакций» и типичной профессиональной манеры поведения, а затем внести допустимые и необходимые коррективы в эти представления. Вместе с тем Балинт не планировал применять этот метод групповых занятий с целью повышения квалификации специалистов в сфере психотерапии или психоанализа. Михаэль Балинт не представил исчерпывающую концепцию своего метода; его статьи, написанные живым и образным языком, равно как и воспоминания специалистов, которым посчастливилось с ним общаться и приобрести навыки руководства группой из первых рук, позволяют по достоинству оценить изобретательность и гибкость его подхода к реализации данного метода.

В связи с отсутствием основательных и исчерпывающих работ, посвященных группам Балинта, — первый компендиум статей на эту тему, сопровождаемых научным комментарием, появился лишь в 1989 году благодаря усилиям Розина,— это название но ошибке закрепилось за бесчисленными психоаналитическими групповыми методами супервизии и самопознания. Несмотря на то что постоянно появляются новые публикации на эту тему, до сих пор ощущается настоятельная потребность в подробном описании методов и приемов, характерных для подхода Балинта и отличающих его от соответствующих методов супервизии и самопознания.

Методы, применяемые в группах Балинта

Группа Балинта представляет собой в известной степени нечто среднее между группой психоаналитического самопознания и психоаналитическим консилиумом, посвященным отдельному случаю. С одной стороны, усилия членов группы Балинта сосредоточены на выявлении сущности реляционных конфликтов профессиональною харакюра. С лруюй стороны, это не мешает участникам коллектива заниматься самопознанием. Каждый член группы получает представление о личных и зачастую бессознательных конфликтах, которые лежат в основе болезненных переживаний, связанных с межличностными профессиональными отношениями.

Вместе с тем самопознание не является основной задачей групповых занятий такого рода. Если участник коллектива желает заняться интенсивной психологической переработкой выявленного в групповой ситуации конфликта и рассмотреть его сквозь призму своей биографии, его, как правило, направляют к психоаналитику или психотерапевту. Зачастую придерживаться золотой середины в ходе работы с коллективом, в равной степени далеким от группы самопознания и «круглого стола», бывает непросто. Кроме того, стиль работы в коллективе должен соответствовать характеру групповых занятий.

В любом случае следует применять метод, который одновременно помогает членам группы понять сущность конфликтных профессиональных межличностных отношений и позволяет заниматься, по выражению Розина, «самопознанием, сосредоточенным на пациенте», вызывая то, что Балинт называл благотворными «метаморфозами» личности каждого участника коллектива. По мнению Балинта, самопознание, сосредоточенное на клиенте, представляет собой в первую очередь метод повышения квалификации, рассчитанный на дипломированных специалистов. Твердая уверенность в собственных профессиональных способностях позволяет таким специалистам сохранять самообладание, несмотря на все перипетии, связанные с самопознанием, сосредоточенным на пациенте.

Кроме того, предпосылкой для психологической переработки катоптрических феноменов в ходе группового процесса является готовность каждого члена гпуппы к сосредоточенному анализу профессиональных межличностны г отношений. Впрочем, участники групповых занятий, поглонденны размышлениями о собственных конфликтах, обращают внимание прежде всего на феномены, отражающие характер их личных конфликтов г групповой ситуации. Они стараются получить полное представление о личных конфликтах, рассматривая их сквозь призму текущих профессиональных отношений. В действительности процесс должен протекать в обратном направлении: внимание следует уделять в первую очередь отношениям между членом группы и пациентом, выявляя стереотипы восприятия, предрасположенность к конфликтам и склонности к навязчивому повторению, характерные для обоих индивидов.

Довольно часто предпринимаются попытки использования групповых методов Балинта с целью повышения квалификации психотерапевтов и даже в ходе обучения студентов. Существуют «молодежные группы Балинта», группы Балинта для учащихся медицинских, психологических и социально-педагогических факультетов. Результаты этих попыток оцениваются неоднозначно. Попытки повсеместного применения подхода Балинта в качестве метода повышения квалификации, за которое ратует Аргеландер, носят довольно поверхностный характер. Для того чтобы дать объективную оценку этим инициативам, необходимы дальнейшие исследования.

Приемы работы в группах Балинта

Приемы работы в группах Балинта ориентированы на методы психоаналитической групповой терапии. Обычная группа насчитывает 8—12 человек. Исключение составляют лишь так называемые «большие группы». Как правило, членами группы становятся представители одной профессии, которые зачастую работают рука об руку в определенной больнице. Впрочем, в этих условиях конфликты, связанные с учреждением, могут повлиять на анализ отношений между врачом и пациентом. В подобных случаях руководитель группы может прервать занятия в рамках программы Балинта и в течение 1—2 сеансов обсудить с участниками коллектива конфликты административного характера, которые создают препятствия на пути развития группового процесса.

В связи с тем, что рамки главы не позволяют подробно описать все нюансы приемов, которые используются при работе в группах Балинта, мы рассмотрим лишь некоторые аспекты манеры поведения руководителя группы. Руководитель группы Балинта является, подобно своим коллегам, возглавляющим группы самопознания или терапевтические группы, «гарантом» соблюдения предварительных соглашений. Выполнить эту задачу крайне сложно, поскольку поиск «золотой середины» между самопознанием и консилиумом должен сопровождаться на практике заключением определенных соглашений.

В данном случае метод «свободных» ассоциаций следует применять с расчетом на текущие профессиональные межличностные отношения. Допустимая степень психологической регрессии («формальной» регрессии эго) определяется необходимостью выяснения сущности отношений, которые прежде находились за пределами понимания. Внезапные озарения участника коллектива используются прежде всего для анализа латентного реляционного конфликта; метод реконструкции взаимосвязи между обстоятельствами биографии участника групповых занятий и нынешними конфликтами в рамках группы Балинта не практикуется.

Таким образом, руководитель группы Балинта должен вносить необходимые коррективы в манеру общения участников коллектива, регулировать уровень их регрессии и препятствовать отклонениям в сторону от актуальной темы. Благодаря этому в течение всего группового процесса в центре внимания остаются текущие профессиональные межличностные отношения.

Отстраняясь от фантазий, соображений, порывов и высказываний участников коллективных занятий, руководитель группы, тем не менее, обращает их внимание на значимые параллели между прозвучавшими репликами и конфликтными профессиональными отношениями; это позволяет каждому члену группы и коллективу в целом получить представление о стереотипной предрасположенности к конфликтам в рамках переноса, стандартных реакциях и взаимосвязи между переносом и контрпереносом в контексте прежних и нынешних групповых отношений.

Перспективы Методы Балинта широко применяются в процессе повышения квалификации дипломированных специалистов, а групповые занятия такого рода являются обязательным элементом программы дополнительной психотерапевтической подготовки врачей. Несмотря на стремительный рост числа публикаций на тему групповых занятий такого рода, по-прежнему ошушается потребность в серьезных научных трудах, посвяшенных методам и приемам, используемым в рамках групп Балинта, а также проблеме эффективности этого подхода. Что касается методики групповых занятий, то прежде всего необходимо систематизировать разнообразные формы коллективной практики, которые слывут «группами Балинта», и разграничить подлинные методы Балинта и соответствующие методы, применяемые в рамках психоаналитических консилиумов групп самопознания, коллегиальной супервизии и консультации.

Для того чтобы определить степень эффективности и характер воздействия групповых занятий, необходимо провести масштабные исследования. Несмотря на то что результаты исследований свидетельствуют об эффективности группового метода Балинта, они не позволяют судить о превосходстве этого подхода над иными методами супервизии. «Классические» методы катамнестических исследований, которые давно применяются для оценки эффективности терапевтических приемов, не годятся для изучения групп Балинта.

Очевидно, что наиболее целесообразными при исследовании группового процесса являются «сопроводительные» методы, например анализ содержания. Вышеназванные научные проблемы не мешают врачам, психологам, богословам, юристам, педагогам, медицинским сестрам и представителям социальной медицины практиковать методы групповых занятий. Судя но всему, степень субъективной эффективности данного метода довольно высока, и многие специалисты, которые принимают участие в этих занятиях по доброй воле и самостоятельно оплачивают связанные с ними расходы, довольны достигнутыми результатами.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум