Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Современный психоанализ. О терапевтической работе в психоанализе. Часть 2.

Когда пациент сможет говорить, не используя при этом защитных механизмов, непосредственно со своего истинного уровня регрессии, достичь которого ему помог анализ этих механизмов, он сам, выражая свой опыт словами, начинает творчески пользоваться языком, то есть начинает достигать инсайта. Разговаривая с аналитиком, он пытается завязать с ним контакт как с представителем организации реальности Эго более высокого уровня: можно сказать, что этот контакт нужен ему для того, чтобы самому достичь инсайта в процессе вербальной коммуникации с аналитиком как носителем организации подобного уровня. Пациент будет в состоянии осуществить подобную коммуникацию в том случае, если аналитик при помощи собственной коммуникации предстанет перед ним как более зрелая личность, которая в состоянии ощущать вместе с пациентом, что и как переживает последний, и которая видит в этих переживаниях нечто более значительное, чем пациент. Это нечто более значительное не обязательно больше по своему содержанию: оно больше по своей организации и значению. Индивид стремится к нему, и «внешняя реальность», которую представляет и проводником которой является аналитик, должна предложить ему это нечто более значительное.

Аналитик, выполняя часть своей работы, переживает очистительный эср-фект «регрессии на службе Эго» и осуществляет частичный самоанализ или частичный повторный анализ. Фрейд по этому поводу заметил, что его собственный самоанализ развивался на основе анализа пациентов, и это было нужно для достижения психической дистанции, которая требуется для любой работы подобного рода (Freud 1954, с. 234).

Пациент, в котором аналитик видит нечто более значительное по сравнению с тем, что он представляет собой в данный момент, пытается обрести это «нечто» при помощи коммуникации с аналитиком, которая может привести к образованию новой идентичности с реальностью. Пациенты по-разному (пытаясь преодолеть сопротивления или невзирая на них) стремятся к достижению этого интеграционного опыта, но их попытки в той или иной степени ослабевают, когда они достигают уровня всемогущей и магической идентификации, а чем меньше они стремятся к подобному опыту, тем менее эффективным будет их анализ. Терапевт, в зависимости от мобильности и потенциальной силы механизмов интеграции пациента, должен быть в той или иной степени откровенным и «примитивным» в своих средствах сообщения пациенту о своей доступности в качестве зрелого объекта и о своих интеграционных процессах. Мы называем анализом вид организующего и реструктурирующего взаимодействия между пациентом и терапевтом, осуществляемого в основном на уровне вербальной коммуникации. Развитие речи как средства важной и понятной коммуникации с «объектами» связано, по-видимому, с достижением ребенком эдиповой стадии психосексуального развития, по крайней мере в первом приближении. Внутренние связи между развитием речи, образованием Эго и объектов, а также эдиповой фазой психосексуального развития еще не изучены. Если подобные связи существуют — а я верю, что это так, — то тогда следует провести разграничение между анализом и более примитивными средствами интеграционного взаимодействия. Установление между этими видами жестких границ приведет, однако, к игнорированию или отрицанию сложностеи развития и динамики психического аппарата.

В заключительной части данной статьи я надеюсь немного прояснить теорию терапевтической работы в психоанализе путем рассмотрения некоторых аспектов такого понятия и явления, как перенос. В отличие от современных тенденций в психоанализе сузить значение этого термина до очень специфического и ограниченного значения, я попытаюсь восстановить первоначальное богатство связанных между собой явлений и психических механизмов, которые стоят за этим понятием, и внести свою лепту в объяснение этих взаимосвязей.

Когда Фрейд говорит о неврозах переноса, противопоставляя их нарцисси-ческим неврозам, он использует этот термин в двух значениях: (1) перенос содержащегося в Эго либидо на объекты при неврозах переноса (при нарцис-сических неврозах либидо остается в Эго, а та его часть, которая не «переносится» на объекты, снова возвращается в Эго). В этом значении перенос фактически равнозначен объектному катексису. Можно привести выдержку из важной ранней статьи Фрейда, посвященной переносу: «Первая любовь и ненависть представляют собой перенос аутоэротических приятных и неприятных чувств на объекты, вызывающие эти чувства. Первая "объектная любовь" и "объектная ненависть" являются, так сказать, первоначальными переносами...» (Ferenczi 1950). (2) Второе значение этого термина, связанное с различиями между неврозами переноса и нарциссическими неврозами, — это перенос отношений с детскими объектами на поздние объекты, особенно на аналитика в аналитической ситуации.

Сегодня термин «перенос» чаще всего употребляют именно в этом втором значении. Я сошлюсь на две новые значительные работы о переносе. Вельдер в своем докладе под названием «Введение в обсуждение проблемы переноса» (Waelder 1953), сделанном на Женевском конгрессе, сказал: «Перенос можно считать попыткой пациента в аналитической ситуации возродить и передать аналитику ситуации и фантазии своего детства.» Хоффер в своем докладе под названием «Перенос и невроз переноса» (Hoffer 1954), сделанном на том же конгрессе, утверждает следующее: «Термин "перенос" имеет отношение к тому общеизвестному факту, что люди, вступая в какую-нибудь форму объектных отношений... переносят на свои объекты те образы, с которыми они столкнулись в своих прошлых детских переживаниях... Термин "перенос", подчеркивающий влияние нашего детства на нашу жизнь в целом относится, таким образом, к наблюдениям, в которых люди при контактах с объектами — реальными, воображаемыми, положительными, отрицательными или амбивалентными — "переносят" свои воспоминания о важных переживаниях в прошлом, "изменяют реальность" этих объектов и наделяют их качествами из прошлого...»
Таким образом, для неврозов переноса характерен перенос либидо на внешние объекты, так сказать, в стремлении помешать присоединению либидо к Эго при нарциссических аффектах, и, кроме того, в них происходит перенос на современные объекты либидинозного катексиса (и защиты от него), первоначально относившегося к детским объектам.

Невроз переноса, в отличие от нарциссического невроза, является нозологическим понятием. В то же время термин «невроз переноса» употребляется и в техническом смысле для обозначения возрождения детского невроза в аналитической ситуации. В этом значении термина акцент сделан на втором значении понятия «перенос», так как возрождение детского невроза происходит вследствие переноса отношений с детскими объектами на современный объект — аналитика. Тем не менее соединение либидо с инфантильными объектами может быть перенесено на современные объекты лишь на основе осуществленного в детстве переноса либидо на (внешние) объекты. Следовательно, первое значение понятия «перенос» является имплицитным для технического понятия «невроз переноса».

Брют шампанское к закуске

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум