Что такое помощь психолога? Психоанализ в стационарных условиях
История совершенствования методов стационарной психоаналитической психотерапии представляет собой процесс постепенного превращения индивидуальных психоаналитических методов, первоначально рассчитанных лишь на амбулаторные условия и двухсторонние отношения, с помощью психоаналитической групповой терапии в оригинальную стационарную психоаналитическую терапию.
В ходе этого длительного процесса важное значение имело осмысление феномена терапевтических отношений, в частности переноса и контрпереноса. Размышления по поводу лечения в стационарных условиях и совершенствования психоаналитической теории и приемов лечения послужили импульсом для развития этого процесса. При рассмотрении принципа стационарной психоаналитической терапии необходимо принимать во внимание социальные и административные динамические параметры.
Психоаналитическая терапия подразумевает своеобразную обстановку, которая создает рамки терапевтического процесса. В амбулаторных условиях, с расчетом на которые и были разработаны психоаналитические приемы лечения, обстановка является исходным пунктом терапевтического процесса, подразумевающего реактивацию конфликтов при переносе в рамках двухсторонних отношений. В стационарных условиях процесс повторного оживления инфантильных переживаний в контексте отношений с терапевтом развивается в иной обстановке.
Стационарные условия
Условия стационарного лечения определяются не только целью терапии, но и рентабельностью, порядком приема и выписки пациентов, сроком лечения, постановлениями администрации больницы и специализацией медицинского учреждения. В сфере решения хозяйственных и административных вопросов полномочия психоаналитика, который является сотрудником медицинского учреждения, ограничены. В стационарных условиях психоанализ практикуется на фоне межличностных отношений, развивающихся в рамках большого коллектива.
Если в ходе индивидуального психоанализа все сведения адресованы одному терапевту, на которого ориентированы и все психические процессы, то в стационарных условиях пациент имеет возможность общаться со многими работниками медицинского учреждения (врачами, дипломированными психологами, медицинскими сестрами, сиделками, санитарами, специалистами по психотерапии с помощью музыки и живописи, специалистами по кинезитерапии) и другими пациентами.
В амбулаторных условиях терапевтическое пространство разделено на экзистенциальную и профессиональную области. Первую половину дня пациента занимает профессиональная деятельность, а вторая половина дня отводится для межличностного общения. В больнице существует иной распорядок дня. Кроме того, в стационарных условиях пациент в любое время может рассчитывать на помощь лечащего врача или персонала больницы, между тем как при амбулаторном лечении количество сеансов строго регламентировано, и пациент имеет возможность встречаться с психотерапевтом, например, лишь четыре раза в неделю.
Очевидно, что условия стационарного лечения влияют и на терапевтические отношения, и на терапевтический процесс. Психоаналитику, работающему в больнице, приходится совмещать принципы психоаналитической терапии, подразумевающей анализ сопротивления, пере носа и контрпереноса, с хозяйственными, административными и социальными нормами медицинского учреждения. Судя но результатам анализа различных концепций стационарной психотерапии, в основе которой лежат психоаналитические принципы, на форму терапии влияют не только вышеназванные условия работы в медицинском учреждении, но и убеждения практикующего терапевта. Можно выделить три общие концепции стационарной психотерапии.
Психоанализ, не затрагивающий межличностные отношения в рамках стационара
Сторонники этой концепции полагают, что психоаналитический процесс в стационарных условиях должен развиваться обособленно от иных терапевтических мероприятий. В данном случае психоаналитическая терапия проводится по образцу индивидуального амбулаторного психоанализа. Психоаналитик принимает в расчет стационарные условия в зависимости от степени тяжести заболевания, которым страдает пациент, и действует с учетом характера соматической терапии, принимая меры во избежание отыгрывания, злоупотребления алкоголем или медикаментами и антисоциального поведения.
Гарантией неприкосновенности терапевтического пространства служит разделение стационарной и психоаналитической терапии. Принимая во внимание информацию медицинского характера, психотерапевт не имеет нрава без согласия пациента сообщать врачам и персоналу больницы сведения, полученные в ходе психоанализа. Игнорирование фактора групповой динамики, который в той или иной степени влияет излечение в рамках стационара, приводит к деформации процесса переноса в ходе двухсторонних отношений между пациентом и аналитиком.
Биполярная система: терапевтическое пространство и реальное пространство
Концепции, в основе которых лежит принцип разделения терапевтического пространства и реального пространства, в известной степени продиктованы стремлением внедрить представление о терапевтической общности в текстуру психоаналитической терапии. Согласно идее терапевтической общности, возникающей в стационарных условиях, больницу в целом следует рассматривать как терапевтическое пространство. В 1965 году была сформулирована концепция биполярной системы стационарной психотерапии, подразумевающая разграничение групповой психотерапии и социотерапии в стационарных условиях.
Если поведение персонала больницы должно соответствовать реальным обстоятельствам, то в терапевтическом пространстве развиваются прежде всего аналитические и интерпретативные процессы. Пространство гештальтерапии и кинезитерапии относится, как правило, к области социотерапии. Принадлежность к тому или иному пространству определяется задачей, которая стоит перед специалистами. Подобные концепции создаются с целью интеграции процессов переноса в сфере терапии, а также во избежание расщепления переноса и регрессии, ослабляющей потенциал эго.
Вместе с тем, терапевт рискует упустить из вида перенос, связанный с индивидами, относящимися к реальному пространству, поскольку пациенты, оказавшись в коллективе, определяют значимые для них объекты и в этом пространстве в соответствии с бессознательной динамикой отношений. Учитывая это обстоятельство, в течение последних двадцати лет психоаналитики занимаются созданием интегративного терапевтического подхода, в основе которого лежит представление о коллективном лечении.
Интегративная концепция
Согласно интегративной концепции, в стационарных условиях возникает разветвленная сеть терапевтических отношений, в рамках которых могут проявляться дисперсные процессы переноса. В соответствии с этим подходом наибольшего успеха можно добиться при лечении пациентов, страдающих структурными расстройствами эго и склонных к примитивным переносам, влияющим на пространство коллективных межличностных отношений в целом. На основе представления о развитии процессов переноса в стационарных условиях определяются принципы организации совместной работы специалистов.
Различные терапевтические отношения не противопоставляются друг другу, поскольку каждый специалист выполняет свои динамические и терапевтические функции в рамках определенного взаимодействия, гарантирует сохранение необходимой терапевтической обстановки и несет ответственность за соблюдение условий стационарного лечения. Отношения являются самостоятельными элементами обшей системы и выполняют определенные терапевтические функции. Структура процесса лечения пациента обусловлена целями, которые преследуют различные специалисты, составляющие персонал больницы. С помощью руководителя бригады врачей и психоаналитика-консультанта специалисты, занятые лечением пациента, анализируют и сопоставляют сведения о различных терапевтических отношениях.
В связи с тем, что каждый специалист вступает в определенные отношения с пациентом, врачебный персонал может учесть и проанализировать весь спектр дисперсных переносов пациента. Таким образом пациент получает возможность для повторной инсценировки своих интроецированных патологических объектных отношений «здесь и сейчас» в рамках разветвленной сети коллективных терапевтических отношений. При помоши терапевтов он понимает сушность своих инфантильных, патогенных объектных отношений. Под влиянием этих сведений и непривычных переживаний могут произойти необходимые психологические изменения. Несмотря на то что перед врачебной бригадой стоят обшие терапевтические задачи, каждый коллектив специалистов выполняет особые функции.
Можно выделить три уровня терапии:
1. Поддержка, включающая в себя непосредственные телесные контакты в ходе медицинского обследования, лечение, уход и кинезитерапию.
2. Создание вневербального символического пространства в ходе психотерапии с помошью музыки и живописи.
3. Интерпретация и психологическая переработка инсценировок пациента в ходе индивидуальной и групповой психоаналитической терапии.
На каждом этапе терапии пациент получает определенные возможности. Подмостками для вербальной или пластической инсценировки его ранних конфликтов служит терапевтическое пространство, в рамках которого на первом уровне гарантируется удовлетворение потребности в заботе и внимательном отношении, на втором уровне происходит символическое, а на третьем уровне вербальное осмысление этих потребностей. Таким образом, пациенты, страдающие структурными расстройствами эго, приступают к индивидуации и избавляются от привязанности к первичным объектам. Многие психоаналитики, получившие полное представление о возможностях и пределах стационарной психотерапии, отказываются от привычного скепсиса.
Практиковать психоанализ в стационарных условиях можно и нужно, а психоаналитическое лечение пациентов, страдающих структурными расстройствами эго и психосоматическими заболеваниями, следует проводить именно в больнице. Стационарная психоаналитическая терапия может внести значительный вклад в лечение людей, страдающих психическими и психосоматическими заболеваниями.