Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Невротические нарушения. Психическая регрессия в компульсивном неврозе

В примере компульсивного невроза пациент с выраженными эдиповыми желаниями испытывал побуждения убивать женщин и отрезать свой пенис. Таково типичное искажение инцестных желаний при компульсивных неврозах. Пациент говорит об убийстве своей матери, фактически имея в виду сексуальное сношение с ней. Его сексуальные сновидения имеют явно садистский характер, т. е. проявляется не только инфантильная привязанность к матери, но и специфически садистское искажение этой привязанности.

При компульсивных неврозах непременно обнаруживаются явная или скрытая склонность к жестокости и реактивные образования против нее. Анально-эротические побуждения и защита от них принимают самые разные формы. Джонс раньше других психоаналитиков обратил внимание на сочетание у компульсивных невротиков жестокости и анального эротизма. Фрейд, убедившись в тесной связи этих двух феноменов, выделил «анально-садистскую» стадию организации либидо.

При истерии идеи, вытесненные на бессознательный уровень, остаются неизменными и продолжают оттуда оказывать влияние. То же самое справедливо и для компульсивного невроза, поскольку основа компульсивных симптомов тоже эдипов комплекс, но здесь к эдипову комплексу добавляются очень сильные анальные и садистские побуждения, которые возникли в предшествующий период развития.

Анально-садистская ориентация компульсивного невротика, как правило, легко узнается, стоит только обратить внимание на клиническую картипу. Компульсивные невротики обычно явно озабочены конфликтами между агрессивностью и повиновением, жестокостью и доброжелательностью, неряшливостью и чистоплотностью, хаосом и порядком. Эти конфликты могут проявляться в наружности и поведении пациентов, свою же сексуальную жизнь они не считают нарушенной.

Физиологические функции, по-видимому, на самом деле не нарушаются, потому что изолируются от соответствующего психологического содержания. Физиологическая разрядка сексуальной активности пациентов не является адекватной разрядкой сексуального напряжения, которое реально выражается в их представлениях о жестокости и грязи. Иногда анально-садистская ориентация обнаруживается только в реактивных образованиях, наподобие сверхкомпенсаторной доброты, преувеличенного чувства справедливости, чрезмерной чистоплотности, особой пунктуальности в денежных вопросах, неспособности к любой агрессии. Смешение реактивных образований и прямых анальных, или садистских вспышек, делает поведение пациентов противоречивым. Они одновременно точны и неточны, опрятны и неопрятны, добры и жестоки.

Пациент, не прошедший психоанализа, жаловался во время первого визита на навязчивую привычку постоянно оглядываться назад из-за страха, что он не заметил нечто важное. Он боялся просмотреть лежавшую на земле монету, наступить на насекомое или насекомое могло лежать на спинке и нуждаться в его помощи. Он опасался также к чему-либо прикоснуться и всякий раз, дотрагиваясь до предмета, должен был убедиться, что не разрушил его. Пациент не имел профессии, поскольку тяжелые компульсии нарушили его работоспособность, однако у него была одна страсть — производить уборку помещения. Он любил посещать соседей и убирать у них дома лишь ради развлечения.

Другой симптом описывался пациентом как «одежное сознание», он был постоянно озабочен тем, подходит ли ему костюм. Пациент утверждал, что сексуальность не играет важной роли в его жизни, он вступал в сексуальную связь только два-три раза в год, исключительно с девушками, к которым не испытывал духовного интереса. Позднее пациент упомянул еще один симптом. В детстве он чувствовал отвращение к матери и опасался прикасаться к ней. Реальная причина для такого отвращения отсутствовала, его мать была привлекательной и популярной личностью. Данная клиническая картипа показывает, что сексуальная жизнь пациента отличалась анально-садистской ориентацией, деформация сексуальности основывалась на инцестном страхе.

В процессе психотерапии анально-садистская ориентация компульсивных невротиков выступает, конечно, намного рельефнее. По утверждению Фрейда, всем компульсивным невротикам свойственны «тайные копрологические ритуалы», которые представляют собой отчасти анально-эротические игры, отчасти реактивные образования против таких игр, отчасти оба феномена сразу. В. Меннингер коллекционировал самые типичные ритуалы подобного рода. Пациенты всегда на страже относительно бессознательных анальных тенденций, смешанных с враждебностью, например, влечения «сделать подлость» своим коллегам.

Таким образом, Фрейд утверждал, что инстинктивная организация компульсивного невротика схожа с инстинктивной организацией ребенка на анально-садистской стадии развития. Это, казалось бы, противоречит очевидному вовлечению компульсивных невротиков в защитную борьбу против эдипова комплекса, пик которого достигается, как принято считать, не ранее фаллического периода. Другое явное противоречие заложено в том факте, что, несмотря на анальный садизм, многие компульсии тесно связаны с генитальной мастурбацией. Эти явные противоречия объясняет концепция регрессии, согласно которой анально-садистские побуждения возникают за счет фаллических побуждений эдипова комплекса.

Генитальные эдиповы побуждения утрачивают силу при нарастании анально-садистских побуждений. В попытке отвергнуть эдипов комплекс пациент частично регрессирует на анально-садистский уровень. Однако компульсивный невротик не копрофил. Поскольку анально-садистские побуждения для него тоже нетерпимы или вследствие того, что при регрессии к анальной стадии отвратительный эдипов не устраняется полностью, пациент вынужден продолжать защитную борьбу против этих побуждений. Интерполяция регрессии усложняет картипу компульсивного невроза в сравнении с истерией.

Фрейдовская теория компульсивного невроза как регрессии на анально-садистский уровень позволяет понять многие противоречивые факты. Так, отвергнутые при компульсивном неврозе побуждения, с одной стороны, состоят из эдиповых фаллических тенденций и генитальной склонности к мастурбации, с другой стороны, имеют анально-садистскую природу. Защита сначала направляется против фаллического эдипова комплекса и замещает его анальным садизмом, затем продолжается защита от анальных побуждений. Временами психоанализ показывает реальный процесс регрессии и может доказать, что становление компульсивного невроза произошло после нее.

Девушка страдала от обсессивного страха, что в туалете появится змея и заползет ей в анус. В процессе психоанализа выяснилось, что этот страх имеет предтечу. Сначала появился страх перед змеей, которая якобы могла оказаться в кровати. Регрессия имела место как защита от фаллической тревоги. Страх сместился от кровати к туалету, от гениталий к анусу.

Молодой человек еще в латентный период всякий раз испытывал сильнейшую тревогу при эрекции. Он утверждал, что боялся повредитьпенис. Постепенно у него сформировалась привычка избавляться от эрекции только посредством мастурбации. Это, однако, вызвало новые тревоги. Позднее возникли частые побуждения к мочеиспусканию и дефекации. Затем развился обширный компульсивный невроз. Понятно, что генитальные побуждения сначала непрерывно утверждались, несмотря на страх кастрации, затем заместились прегенитальными побуждениями, и только после регрессии к анальному эротизму проявился компульсивный невроз.

Непрямое, но почти экспериментальное доказательство роли анально-садистской регрессии в этиологии компульсивного невроза представляют собой редкие случаи, в которых истерия, после оставления генитальности, замешается компульсивным неврозом. Фрейд наблюдал этот процесс у женщины, вынужденной в силу внешних обстоятельств обесценить свою нормальную (генитальную) сексуальную жизнь. Нечто подобное часто наблюдается после климакса, когда регрессию провоцируют органические факторы. Действие регрессии доказывается также в случаях, когда она несостоятельна в защитных целях. В таких случаях пациенту не удается избежать страха кастрации путем сдвига интереса к анальной сфере. Взамен у него возникает так называемый анальный страх кастрации. Пациент становится неспособен к дефекации, его кишечник опорожняется малыми или неоформленными массами, таким способом осуществляется попытка избежать «утраты органа».

Феномены, которые Фрейд обозначает символическим равенством фекалии = пенис, своим происхождением отчасти обязаны безуспешной регрессии. Согласно данным психоанализа, типичные страхи детей и компульсивных невротиков, связанные с туалетом, имеют отношение к кастрационной тревоге: страх провалиться в унитаз, быть съеденным появляющимися из него монстрами, а также рационализированный страх там заразиться. Эти страхи — регрессивное искажение страха кастрации. Ребенок, чьи разные страхи прослеживались к «ужасному видению» исчезновения фекалий, боялся, что его пенис может исчезнуть таким же образом.

Тот факт, что анальные страхи, подобно оральным страхам, прикрывают кастрационную тревогу, не противоречит автономной природе прегенитальных страхов. Кастрационная тревога регрессивно искажается за счет мобилизации прежней прегенитальной тревоги об утрате фекалий. Часто очень трудно определить, насколько анальная тревога репрезентирует оставшуюся первоначальную прегенитальную тревогу, возможно, сразу придавая страху кастрации некое подходящее качество (прегенитальные переживания отнятия от груди и расставания с фекалиями — архаические предтечи представления о кастрации), а насколько представляет собой регрессивно искаженную кастрационную тревогу. Клинические наблюдения изобилуют данными о тесном переплетении представлений и модусов поведения, соответствующих генитальному и анально-садистскому уровням.

Некоторые компульсивные невротики воспринимают сексуальность только в анальных понятиях, будто она сводится к туалету. Другие рассматривают секс как финансовый вопрос, фантазируя, например, о проституции, или как имущественную проблему. Мужчина может фиксироваться в половом акте на удержании семени, чтобы усилить предварительное наслаждение или «сохранить» семя, но нередко рационализирует свое поведение как заботу о чувствах женщины. Психоанализ показывает, что такой мужчина делает с семенем то, что прежде делал с фекалиями. В других случаях на передний план выступает не анальное, а садистское искажение всей сексуальной жизни.

Для некоторых компульсивных невротиков сексуальный акт бессознательно означает борьбу, в которой победитель кастрирует жертву. Пациенты-мужчины этого типа могут испытывать интерес к сексуальной жизни только как к утешительному доказательству, что они не жертвы (по-видимому, полная уверенность никогда не достигается). У пациенток возникает желание разглядывать мужские гениталии и прикасаться к ним, в чем выражаются скрытые деструктивные склонности.

Непосредственное влияние регрессии двояко: усиленный садизм сочетается с эдиповой враждебностью к родителю одинакового пола и налагает новые защитные задачи на эго, анальный эротизм изменяет сексуальные цели и тем самым поведение индивида.

Анальный эротизм, как уже отмечалось, по природе всегда бисексуален. Анус — активный изгоняющий орган и полый орган одновременно, его можно стимулировать введенным объектом. Колебание между первоначальной мужской установкой, усиленной теперь активно-садистским компонентом анального эротизма, и женской установкой, репрезентированной пассивным компонентом анального эротизма, приводит к формированию самого типичного конфликта в бессознательном компульсивного невротика-мужчины, фаллическая эдипова установка тормозится представлением, что удовлетворение означает утрату пениса. Регрессия способствует женской установке, однако не полностью устраняет исходную мужскую установку.

Современное воспитание, акцентируя одновременно независимость и покорность, усиливает у компульсивных невротиков конфликт между активно-мужскими и пассивно-женскими тенденциями. Конфликт принимает разные формы. Чрезмерная активность может представлять собой реактивное образование против глубинной пассивности и наоборот. Во многих случаях фактическая пассивность рационализируется как активность. Идентификационная любовь мальчика к отцу представляет собой нормальный компромисс такого рода. Временно находясь в женственной позиции к отцу, мальчик получает обещание о будущем сопричастии к мужественности. Эта «психология ученика», пассивного по отношению к хозяину, чтобы впоследствии самому стать хозяином, подвержена нескольким патологическим искажениям.

Цель женственных желаний компульсивных невротиков мужского пола, конечно, не в том, чтобы подвергнуться кастрации, скорее они желают получить некое вложение в тело или сохранить нечто в теле. Представление, что такое желание тоже не способно надежно защитить от кастрации и кастрация даже может служить предпосылкой его удовлетворения, причиняет наиболее сильную тревогу, которая, в свою очередь, представляет мотив для дальнейшей защиты.

Таково было состояние «человека-волка», вытеснившего из-за кастрационной тревоги свой инвертированный эдипов комплекс. Страх быть съеденным волком выражал женственные желания по отношению к отцу и связанную с ними кастрационную тревогу. Тем самым сексуальное удовлетворение может настолько цементироваться со страшными представлениями о кастрации, что в конечном итоге один феномен становится невообразимым без другого.

Часто пациент ведет себя так, словно бессознательно ищет кастрации, но на самом деле он стремится хоть как-то устранить тревогу, тормозящую наслаждение. В действительности происходит поиск только символической кастрации как меньшего зла, которое пациент готов вытерпеть, чтобы избежать подлинной кастрации, он активно предвосхищает то, что в ином случае пришлось бы терпеть пассивно. Часто после активности пациента, символизирующей кастрацию, он выполняет ритуал по ее символическому аннулированию.

Амбивалентность — характерная черта возросшего анального эротизма, как и бисексуальность. Выраженная амбивалентность объектных отношений типична для прегенитальных стадий развития либидо, она возобновляется при нарушении генитальной организации. Насколько анальная фиксация является предпосылкой анальной регрессии, настолько связанные с этой фиксацией бисексуальность и амбивалентность могут рассматриваться в качестве предпосылки регрессии.

По мере интенсификации регрессии усиливается анально-садистская ориентация и соответственно ее атрибуты, поэтому бисексуальность и амбивалентность — одновременно следствие регрессии. При конверсионной истерии с кишечными симптомами анальная регрессия ограничивается выбором болезненного органа, используемого для выражения генитальных фантазий.

По-другому обстоит дело при компульсивном неврозе. Здесь происходит полная регрессия в мир анально-эротических желаний и отношений, изменяется поведение в целом. К компульсивному невротику часто возвращаются даже свойственные анально-эротическим детям особенности обоняния, которые утрачиваются нормальными взрослыми. Обычно при регрессии в большей или меньшей мере выдвигаются на передний план нарциссические черты, возросшая бисексуальность создает почву для фантазий о сексуальном акте с самим собой. Существуют промежуточные состояния между компульсивными неврозами и психозами маниакально-депрессивного и шизофренического типа.

 

Информационные партнеры:

Французское шампанское Вдова Клико Розе

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум