Теоретический психоанализ. Психоаналитическая концепция психологического развития
Концепция развития является неотъемлемым элементом психоаналитической методики, рассчитанной на изучение всех нюансов ключевых переживаний, лежащих в основе текущего психического состояния индивида, и последовательное определение их связи с обстоятельствами жизни в детстве и младенчестве. Фрейд был прекрасно осведомлен о противоречиях между ретроспективным анализом и перспективным подходом.
Если в нервом случае раскрытие определенной эмоциональной темы представляется закономерным и неизбежным итогом последовательного психологического развития, то во втором случае нельзя не отметить неопределенность предположений о вероятном развитии тех или иных мотивов в перспективе.
В этих условиях стремление к определению общих закономерностей развития на основании сведений, полученных в ходе аналитического обследования и релевантных лишь применительно к ограниченному кругу индивидов, чревато крайне субъективными искажениями.
В связи с этим Фрейд еще в начале века указывал на то, что существенным дополнительным методом психоаналитической психологии развития являются систематические наблюдения за детьми, позволяющие получать документальные данные об их поведении и переживаниях.
Между тем сам Фрейд отказался от эпизодических наблюдений и ограничился реконструкцией развития в клинических условиях. На него произвели сильное впечатление знаменательные гипотетические теории начального этапа развития человека, закономерностей процесса развития и патогенеза психических расстройств.
Фрейд уподобил грудного ребенка герметичной монаде, изолированной от внешнего мира, неспособной на дифференцированное восприятие и выборочные контакты и зависящей исключительно от эндогенных импульсов, которые продиктованы влечениями, требующими мгновенного восстановления физического гомеостаза посредством разрядки напряжения.
Характерные переживания, связанные с удовлетворением и отсутствием удовлетворения этих преимущественно сексуальных потребностей, выполняют функцию двигателя развития личности ребенка. Именно они лежат в основе его первоначальных контактов с окружающими людьми, типичных паттернов отношений с родителями и индивидуального когнитивного развития. Естественные закономерности процесса физического созревания определяют последовательность чередования стадий развития, в ходе которого в условиях переориентации влечений происходит психобиологическая и психосоциальная адаптация ребенка.
Ключевые конфликты, связанные с той или иной стадией развития, равно как и индивидуальные подходы к их преодолению, образуют кристаллическое ядро последующих психопатологических состояний в зрелом возрасте.
Фрейд исходил из того, что развитие невротика тоже является «нормальным», а патогенез представляет собой рекапитуляцию онтогенеза. Этот постулат лежит в основе его модели патогенеза, подразумевающей возможность фиксации и регрессии на критических стадиях развития.
Поначалу Фрейд был убежден в том, что в ходе психоаналитической Реконструкции можно восстановить обстоятельства исходной травмы и значительно снизить активность ранее законсервированных с помощью вытеснения патогенетических переживаний посредством их повторного оживления в атмосфере катарсиса. В процессе осмысления феномена переноса в рамках аналитической терапии Фрейд произвел ревизию собственной гипотезы реального соблазнения он установил, что универсальные фантазии, связанные с «семейным романом», являются значимым фактором патогенеза. Он пришел к выводу, что рассказы пациентов о событиях раннего детства, которые зачастую производят впечатление вполне достоверных воспоминаний, представляют собой в действительности «маскирующие воспоминания», до предела насыщенные конфликтными настроениями и не раз подвергавшиеся структурному преобразованию в процессе онтогенеза.