Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Теоретический психоанализ. Психоаналитическая концепция психологического развития

Концепция развития является неотъемлемым элементом психоаналитической методики, рассчитанной на изучение всех нюансов ключевых переживаний, лежащих в основе текущего психического состояния индивида, и последовательное определение их связи с обстоятельствами жизни в детстве и младенчестве. Фрейд был прекрасно осведомлен о противоречиях между ретроспективным анализом и перспективным подходом.


Если в нервом случае раскрытие определенной эмоциональной темы представляется закономерным и неизбежным итогом последовательного психологического развития, то во втором случае нельзя не отметить неопределенность предположений о вероятном развитии тех или иных мотивов в перспективе.


В этих условиях стремление к определению общих закономерностей развития на основании сведений, полученных в ходе аналитического обследования и релевантных лишь применительно к ограниченному кругу индивидов, чревато крайне субъективными искажениями.


В связи с этим Фрейд еще в начале века указывал на то, что существенным дополнительным методом психоаналитической психологии развития являются систематические наблюдения за детьми, позволяющие получать документальные данные об их поведении и переживаниях.


Между тем сам Фрейд отказался от эпизодических наблюдений и ограничился реконструкцией развития в клинических условиях. На него произвели сильное впечатление знаменательные гипотетические теории начального этапа развития человека, закономерностей процесса развития и патогенеза психических расстройств.


Фрейд уподобил грудного ребенка герметичной монаде, изолированной от внешнего мира, неспособной на дифференцированное восприятие и выборочные контакты и зависящей исключительно от эндогенных импульсов, которые продиктованы влечениями, требующими мгновенного восстановления физического гомеостаза посредством разрядки напряжения.


Характерные переживания, связанные с удовлетворением и отсутствием удовлетворения этих преимущественно сексуальных потребностей, выполняют функцию двигателя развития личности ребенка. Именно они лежат в основе его первоначальных контактов с окружающими людьми, типичных паттернов отношений с родителями и индивидуального когнитивного развития. Естественные закономерности процесса физического созревания определяют последовательность чередования стадий развития, в ходе которого в условиях переориентации влечений происходит психобиологическая и психосоциальная адаптация ребенка.


Ключевые конфликты, связанные с той или иной стадией развития, равно как и индивидуальные подходы к их преодолению, образуют кристаллическое ядро последующих психопатологических состояний в зрелом возрасте.
Фрейд исходил из того, что развитие невротика тоже является «нормальным», а патогенез представляет собой рекапитуляцию онтогенеза. Этот постулат лежит в основе его модели патогенеза, подразумевающей возможность фиксации и регрессии на критических стадиях развития.


Поначалу Фрейд был убежден в том, что в ходе психоаналитической Реконструкции можно восстановить обстоятельства исходной травмы и значительно снизить активность ранее законсервированных с помощью вытеснения патогенетических переживаний посредством их повторного оживления в атмосфере катарсиса. В процессе осмысления феномена переноса в рамках аналитической терапии Фрейд произвел ревизию собственной гипотезы реального соблазнения он установил, что универсальные фантазии, связанные с «семейным романом», являются значимым фактором патогенеза. Он пришел к выводу, что рассказы пациентов о событиях раннего детства, которые зачастую производят впечатление вполне достоверных воспоминаний, представляют собой в действительности «маскирующие воспоминания», до предела насыщенные конфликтными настроениями и не раз подвергавшиеся структурному преобразованию в процессе онтогенеза.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум