Теоретический психоанализ. Психоанализ половых различий
Половые различии по Фрейду
Наряду с работами по обшей психоаналитической теории Фрейд, начиная с 1925 года, опубликовал множество статей с описанием специальной теории развития женщины. Фрейд утверждал, что представители обоих полов обладают врожденными Маскулинными чертами (то есть активно любят мать) и поначалу не отличаются друг от друга на уровне физиологии. Начиная замечать половые различия, девочка убеждается в том, что она лишена пениса. Отсутствие пениса представляется ей физическим уродством, в которой повинна мать. Поэтому она отстраняется от матери и сближается с отцом, (происходит так называемая смена объекта). Отныне девочка надеется на то, что отец сможет наделить ее пенисом, а впоследствии, убеждаясь в нереалистичности этого желания, рассчитывает лишь на компенсацию в виде ребенка (выполняющего функцию заменителя пениса).
Таким образом намечается путь развития феминных особенностей. В связи с тем, что девочке не знакома кастрационная тревога, ибо она считает себя заведомо кастрированной, эдипов комплекс представляется ей тихой гаванью. При этом крушение эдипова комплекса остается незамеченным.
Отсутствие должных впечатлений от женского эдипова комплекса чревато для девочки недоразвитостью супер-эго. Вместе с тем сохраняется зависть к пенису, зачастую сопровождаемая «маскулинным комплексом», который выражается в стремлении обрести некий суррогат недостающей физиологической «маскулинности». Представления Фрейда о развитии женщины с самого начала вызвали нарекания прежде всего со стороны Карен Хорни и Эрнеста Джонса, которые считали женщину не недочеловеком, а скорее фрустрированной женщиной. Они указывали на то, что девочка сызмальства знает о существовании влагалища, и одного этого факта достаточно для того, чтобы назвать теорию Фрейда («фаллический монизм»), согласно которой у детей мужского и женскою полов представление о половых органах ассоциируется с образом пениса, заблуждением. Кроме того, они полагали, что в основе тяготения девочки к отцу лежит ее «врожденная» женственность, а не первичное разочарование, вызванное отсутствием пениса. Несмотря на это другие аналитики согласились с тем, что развитие женщины обусловлено описанной Фрейдом «анатомической участью». Подробный обзор этой оживленной полемики можно найти в работе Флигеля.