Детский психоанализ. Исследования грудных детей и детей младшего возраста
Под влиянием наблюдений за грудными детьми и детьми младшего возраста в последнее время изменились многие традиционные представления о невербальной стадии развития ребенка. На протяжении многих лет в центре внимания психоаналитической психологии развития находились проблемы, связанные с предполагаемыми фантазиями ребенка. Считалось, что грудной ребенок постепенно выбирается из мнимого мира галлюцинаций и открывает подлинную реальность. Однако отсутствие непосредственной связи между результатами наблюдений за грудными детьми и теоретическими выводами вызывало недовольство в кругах исследователей.
В последнее время специалисты, занимающиеся исследованием грудных детей, пытаются ответить на более конкретные вопросы. Что способен ощущать грудной ребенок? Способен ли он регулировать свое поведение? Как он реагирует на близких? Как развивается процесс общения между родителями и ребенком?
Нынешние исследования грудных детей представляют собой скрупулезные наблюдения за последствиями отдельных актов взаимодействия, а в рамках соответствующих теорий выдвигаются предположения о влиянии реального взаимодействия на интрапсихическое развитие ребенка. Впрочем, следует упомянуть и о том, что многие способности грудных детей, представление о которых лежит в основе теоретических работ, можно зафиксировать лишь путем сложного покадрового микроанализа видеозаписей. При наблюдении за грудным ребенком признаки «диалогического» развития и его возможных дефектов можно разглядеть только вооруженным глазом, при помощи «увеличительного стекла».
Способности новорожденных
Врожденные способности ребенка к восприятию и дифференциации гораздо выше, чем предполагалось прежде. Новорожденный вовсе не аутичен. Новорожденный узнает свою мать по запаху и голосу, при звуке которого он успокаивается гораздо быстрее, чем от нежных увещеваний посторонней женщины. Скорее всего, новорожденные уже сознают, что в том месте, откуда доносится легкий шорох, чаше всего можно что-то увидеть. Например, они поворачивают голову в сторону источника звуков. Ребенок обладает врожденной интуитивной способностью слагать воедино сигналы, исходящие от различных раздражителей.
В настоящее время эта способность ребенка к синтетическому восприятию, позволяющая ему с относительной легкостью ориентироваться среди окружающих людей, довольно хорошо изучена. Спустя несколько месяцев после рождения младенец уже прекрасно понимает, что родители имеют определенные голоса и всегда обращаются к нему доверительным тоном. Если это привычное соответствие воспроизводится с помощью экспериментальных манипуляций, грудные дети в смущении отводят взгляд.
В процессе контактов с родителями довольно неустойчивая поначалу предрасположенность ребенка к взаимодействию приобретает определенную структуру. Даже в этом возрасте речь идет не только об ощущении удовольствия (разрядки) и неудовольствия (напряжения), а скорее о регуляции в рамках отношений переходов от одного физиологического состояния к другому (от напряженного бодрствования к спокойному бодрствованию, от парадоксального сна к глубокому сну и т. д.). Ребенок не засыпает, едва насытившись, а в течение некоторого времени осматривается и пытается сориентироваться. Взяв его на руки, родители могут создать условия для относительно безболезненного перехода от бодрствования ко сну.