Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психотические нарушения. Психодинамика психозов

Здесь мы рассматриваем психодинамику т. н. пси­хических заболеваний в рамках психоаналитической концепции, распознающей в непонятном на первый взгляд поведении боль­ного психозом проявление и результат нарушения развития Я в раннем детском возрасте. При этом мы понимаем развитие Я как межличностный процесс, в ходе которого ребенок посте­пенно развивает и дифференцирует функции своего Я во взаи­модействии с матерью и окружающей группой, воспринимая и отграничивая себя, наконец, как полноправную личность. Т. н. психические заболевания мы понимаем как нарушения этого развития. С этой точки зрения они являются результатом спе­цифически нарушенного взаимодействия между развивающим­ся ребенком и матерью или дальнейшей первичной группой, ко­торые неспособны адекватно поддерживать ребенка в развитии функций его Я и отграничением его собственной идентичности.

В качестве патогенного силового поля мы понимаем при этом, прежде всего, нарушенные отношения матери и ребенка в пер­вые три года жизни, что ведет к возникновению нерешенного конфликта в форме симбиотического комплекса. Последний об­ладает специфической динамикой и является столь же осново­полагающим в отношении психотической реакции, как и эди­пов конфликт для невроза. Наряду с психотическими реак­циями шизофренного и маниакально-депрессивного круга мы причисляем также т. н. пограничную симптоматику, т. е. про­межуточные формы между неврозом и психозом, сексуальные перверсии и психосоматические нарушения к архаическим за­болеваниям Я, являющиеся следствием специфических нару­шений Я и развития идентичности в первичной группе, неспо­собной стимулировать и поддерживать ребенка в его развитии. В дальнейшем мы хотели бы обратиться главным образом к двум комплексам вопросов:

1. Как объяснить генез архаических заболеваний Я?

2. Как можем мы понимать динамику поведения, связанного с отдельными болезненными состояниями?

Сначала к вопросу о генезе. Мы хотели бы предпослать этому то, что значение психогенеза т. н. психических заболеваний здесь понимается не в смысле догматического отвержения возможных соматических факторов в этиологии тяжелых психических за­болеваний. Когда в центр анализа ставится процесс развития Я и его нарушения, это делается потому, что, с нашей точки зрения, на этом уровне болезненного процесса они на уров­не Я как воспринимаются, так и превращаются в по­ведение.

Фрейд подчеркивал в своих трудах о психоди­намике психозов прежде всего отличие психозов от неврозов. Он пони­мал неврозы в основном как интрапсихический конфликт меж­ду отдельными психическими инстанциями, связанный с по­стоянным поддержанием контакта с окружающим миром. В ка­честве же характерной для психотической реакции черты он обозначал нарушение отношений с окружающим миром, поте­рю контакта с реальностью. Он давал этому сначала инстинктивно-психо­логическое объяснение в форме своей теории нарцисцизма, предполагая, что в психозе все либидо отнима­ется от внешних объектов и направляется на собственное Я. Оно создает себе собственный бредовый мир. Позже он под­черкивал в большей степени Я-психологический аспект психо­тической реакции. Он понимал психоз как результат “отрицания” Я окружающего мира в противополож­ность невротическому вытеснению, направленному против ин­стинктивных желаний Оно. При этом он все же подчеркивал, что отрицание, чаще всего, не является полным и потеря реальности поэтому остается частичной. Он констатировал: “...проблема психоза была бы простой и прозрачной, если бы уход Я от реальности был проведен до конца. Но это происходит очень редко, почти никогда”. И в глубочайшем психозе могут наблю­даться две установки: “...одна, соотносящаяся с реальностью, нормальная, и другая, которая под действием инстинкта уво­дит Я от реальности”. Ригидное сосуществова­ние обеих установок в Я, признание и отрицание реальности и ее притязаний ведет к “расщеплению Я в процессе защиты”, всегда связанном с отрицанием внешнего мира.

Тем самым Фрейд установил прямую связь между психоти­ческим или психозоподобным поведением и структурным изме­нением Я, относительно которого он предполагал, что оно яв­ляется результатом конфликта Я с внешним миром. В качестве примера отрицания ему служил пациент, реагировавший сек­суальной перверсией, фетишист. Фрейд понимал, поэтому, отри­цание как защиту от угрозы кастрации.

Дальнейшее развитие психоаналитической психологии Я смогло, прежде всего, дифференцированно осветить защитный механизм отрицания. Анна Фрейд отнесла его, так же как и проекцию и идентификацию, к ранним ступеням развития Я.

Хартманн обратил внимание на то, что вызывающий психоз конфликт является результатом не только «сопернича­ющих притязаний Оно и окружающего мира к Я». Возникновению психотической реакции способствует также на­рушение самого Я, его функций и возможностей защиты. Он понимал это повреждение как нарушение определяемой им “свободной от конфликтов сферы Я, относительно которой он предполагал, что она формируется путем прогрессирующей нейтрализации либидинозной и агрессивной инстинктивной энергии на основе первично заданных автономных предраспо­ложений Я.

Раппопорт на основе теории Хартманна развил свою концепцию “относительной автономии Я” как от притязаний окружающего мира, так и от мира инстинктивных потребностей. Он понимал эту “относительную автономию” как резуль­тат “свободной от конфликтов” деятельности функций Я, препятствующей гиперадаптации к внутреннему миру инстинктив­ных потребностей и к окружающему миру. Психоз предстает в этой концепции как потеря относительной автономии Я и как гиперадаптация к миру инстинктивных потребностей.

Решающий вклад в наше понимание Я-психологических условий “относительной автономии Я” сделал Федерн. В исследовании сна и психозов — Федерн относится к пионерам психоаналитического изучения и лечения психозов — он сформулировал свою концепцию подвижной “границы Я” отделяющей Я вовнутрь и вовне от “не-Я” соответственно меняющимся “состоянием Я”. Динамическое единство Я окру­жено гибкими границами, служащими своего рода перифериче­ским органом восприятия снаружи и изнутри и загруженными временными количествами свойственной Я нарцисстической энергии (эго катексис). Относительно функционального аспекта Я он подчеркивал “чувство Я”, в котором Я находит свое выражение как последовательное психическое переживание. С помощью этого эскизно изложенного понятийного инстру­ментария Федерн смог точно описать Я-психологический аспект психотической реакции.

Он понимал чувства отчуждения и деперсонализации в психозе как выражение недостатка свойственной Я нарцисстической энергии и результирующей из этого недостаточной заня­тости границ Я. За счет этого возникает угроза различению Я от не-Я, возможному лишь с помощью границы Я. При сохран­ности функции Я проверки реальности возникают чувства от­чуждения. Реальность воспринимается отчетливой, но чужой и нереальной. Подобным образом Федерн объясняет возникнове­ние бредовых представлений. В психозе лишенное Я бессозна­тельное наводняет Я, границы которого заняты недостаточно.

Федерн видел поэтому причину психоза не в отнятии либидо от внешнего мира, а в недостатке свойственной Я нарциссти­ческой энергии, в слабости границ Я.

Он узнал, что психотически реагирующие пациенты могут развивать сильные отношения переноса и тем самым опроверг представление Фрейда, который видел важный признак психоза в неспособности к переносу. Теория “относительной автономии Я” Раппопорта и концепция “границ Я” Федерна оказались чрезвычайно плодотворными применительно к изучению развития Я и его нарушений.

Мы можем распознать цель развития Я в формировании гибкой границы Я или ее постоянном расширении, которое де­лает возможной для Я свободную от конфликтов деятельность функций Я и тем самым относительную автономию от внутрен­них потребностей и окружающего мира.

В этом смысле мы понимаем формирование границы Я и реа­лизуемое в результате этого различения Я и не-Я как реша­ющую фазу развития Я и идентичности. Формирование грани­цы Я оказывается при этом возможным, благодаря ставших автономными функций Я. Они в своем развитии, однако, зави­сят от поддержки в ближайшем окружении ребенка, первичной группы, в особенности матери в рамках раннего симбиоза матери и ребенка.

Нарушения межличностного процесса в симбиозе, в котором ребенок открывает и под защитой симбиоза развивает и про­бует свои функции Я конструктивной агрессии и творчества, ведут к психопатологическим синдромам, которые, с одной сто­роны, характеризуются неспособностью различать Я и не-Я — в этом смысле речь идет о нарушении формирования границы Я — и, с другой стороны, демонстрируют высокую выражен­ность ставшей деструктивной агрессии — в этом смысле речь идет о патологической деформации центральной функции “Я”. Архаические болезни Я — психотическая реакция, т. н. погра­ничная симптоматика, сексуальные перверсии и психосомати­ческие заболевания — мы понимаем как формы реакций на такое нарушение формирования границ Я и участвующих в этом функций Я. Они могут, с нашей точки зрения, стать проявления­ми патологической остановки развития Я и идентичности на преэдипальном уровне. Мы обозначаем их как архаические забо­левания Я, которые вместе образуют спектр.

Лежащие в основе интернализованные конфликтные ситуа­ции понимаются как комплекс симбиоза, чтобы обозначить преэдипальный уровень раннего детского конфликта, который при психопатологическом поведении приобретает вторичную пато­логическую автономию.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум