Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности. Страх кастрации

В завершение развития инфантильной сексуальности достигается концентрация всего сексуального возбуждения на гениталиях. Интерес к гениталиям и генитальной мастурбации приобретает решающее значение и даже достигается своего рода генитальный оргазм. Фрейд называл эту фазу «инфантильной генитальной организацией или «фаллической стадией».

Тот факт, что генитальная разрядка всех видов сексуального возбуждения достигается к четырем-пяти годам жизни, конечно, не означает отсутствия предшествующего функционирования гениталий как эрогенной зоны. Гениталии обладают высокой эрогенной чувствительностью с самого рождения; генитальная мастурбация наблюдается уже у младенцев. Эрогенность гениталий столь же первична, как анальная и уретральная эротика, а не создается перемещением эрогенных элементов из других зон. Однако уретральные и генитальные органы во многом совпадают. Первые генитальные и уретрально-эротические устремления, наверняка, тесно переплетаются. Смещение прегенитальных катексисов на генитальные побуждения, тем не менее, имеет место и усиливает эрогенность гениталий. Именно такое смещение описывается формулировкой: сексуальное возбуждение независимо от происхождения все больше и больше концентрируется на гениталиях и в итоге разряжается генитальным путем.

Какова бы ни была физиология эрогенности, с психологических позиций следует сказать: не существует специфически орального либидо, анального либидо или генитального либидо, существует только одно либидо, которое может смещаться от одной зоны к другой. Но там, где возникли определенные фиксации, действуют силы, которые сопротивляются такому смещению. У невротиков, например, прегенитальные фиксации препятствуют прогрессивной концентрации возбуждения на гениталиях во время сексуального акта.

Смешения, которые влияют на позднейшие превратности анального эротизма, изучались и подробно описаны Фрейдом и другими. Сходным образом может произойти ретроградное смещение анальных катексисов к оральным функциям, и это действительно систематически имеет место у страдающих заиканием. Инфантильная генитальная организация в сравнении со взрослой сексуальностью имеет как общие особенности, так и различия. Сходство касается генитальной концентрации и объектных отношений. Вообще ребенок в фаллической стадии похож в сексуальном отношении на взрослого больше, чем принято считать.

В наших социальных условиях основным выражением инфантильной генитальности является мастурбация, хотя действия, напоминающие сексуальный акт, тоже встречаются. Теперь уместно сделать несколько общих замечаний о мастурбации.

Мастурбация, т. е. стимуляция собственных гениталий ради сексуального наслаждения, представляет в детстве нормальное явление; в современных культурных условиях она нормальна и в юности, и даже у взрослых как замещение при недоступности сексуальных объектов.

Мастурбация, безусловно, патологична при двух обстоятельствах: а) когда взрослые предпочитают ее сексуальному акту; б) когда она производится не время от времени в целях облегчения сексуального напряжения, а настолько часто, что обнаруживает дисфункцию по отношению к сексуальному удовлетворению. Предпочтение мастурбации сексуальным объектным отношениям либо прямо указывает на невротическую робость и подавленность, обусловленные глубокими страхами и чувством вины, либо подразумевает мнимое «высшее наслаждение», достигаемое при мастурбации и укорененное главным образом в извращенных фантазиях, которые пациенты не смеют осуществить в реальности или фактически неосуществимых.

Неблагоприятные последствия частой мастурбации могут пониматься как заслуженное наказание «кастрацией», и навязчивая мастурбация даже устремляется к такому наказанию. Мастурбация этого типа прекращается при успешном психоанализе комплекса кастрации и восстановлении способности к сексуальному удовлетворению. Таким образом, понятно, что мастурбация у взрослых при некоторых обстоятельствах проявляется как симптом невроза, но не формирует невроза. Однако мастурбация может быть частью порочного круга. Если невротическая робость принуждает индивида к мастурбации вместо сексуального сближения с объектом, он так и остается в неведении, что объект действительно способен доставить высшее наслаждение. Замещение нормального сексуального акта мастурбацией представляет легкий путь, приводящий к «избалованности», т. е. субъект больше не желает преодолевать трудности в сближении с объектом, и, следовательно, робость увеличивается, что и было первопричиной мастурбации.

Мастурбация как таковая не приводит к неврозу. Это доказано клинически. Но безуспешная мастурбация, т. е. увеличивающая сексуальное напряжение и не способствующая его адекватной разрядке, способствует формированию актуально-невротических симптомов и комплексу кастрации. Поскольку гениталии у младенцев всего лишь первая среди равных эрогенная зона, аутоэротическая активность маленьких детей никоим образом не ограничивается генитальной мастурбацией. Они аутоэротически стимулируют все эрогенные зоны. Когда же взрослый или старший ребенок предаются преимущественно анальным, оральным, уретральным, мышечным и другим эквивалентам мастурбации, психоанализ систематически обнаруживает, что эти действия представляют собой регрессивное замещение генитальной мастурбации после ее вытеснения. 

Существуют, конечно, и характерные различия между генитальностыо ребенка на фаллической стадии и полноценной генитальностью взрослого. Мальчикам этого возраста особенно свойственна мужская гордость, естественно ограниченная мыслями о своей недостаточной взрослости и меньшем размере пениса в сравнении с пенисом отца и других мужчин. Данный факт — тяжелый удар по нарциссизму. Дети в обиде на то, что они дети, и идея слишком маленького пениса может впоследствии выражать невротическое чувство неполноценности (комплекс кастрации), на самом деле обусловленное впечатлением от проигрыша отцу в эдиповом соперничестве. Мальчик в фаллической фазе идентифицируется со своим пенисом. Высокая нарциссическая оценка этого органа может объясняться тем, что именно в фаллический период пенис богат ощущениями и тенденция к активному проникновению отчетливо выступает на передний план. До этого времени активные фаллические побуждения сосуществуют с пассивным желанием чувствовать пенис обласканным.

Пассивно-фаллические желания, которые впоследствии часто обнаруживаются в основе тяжелых случаев преждевременной эякуляции, систематически конденсируются с уретрально-эротическими устремлениями и, как правило, обусловливаются «простатической сексуальностью».

Комплекс кастрации и страх кастрации

Страх перед возможными неприятностями с чувствительным и драгоценным органом называется «кастрационной тревогой» или комплексом кастрации. Этот страх, которому приписывается столь важная роль в целостном развитии мальчика, представляет собой следствие, а не причину высокой нарциссической оценки. Действенность кастрационной тревоги объясняется только высоким катексисом пениса в фаллический период. Кастрационной тревоге свойственна динамическая сила, которой не хватало ее предтечам, оральной и анальной тревогам, соответственно об утрате груди и фекалий.

Кастрационную тревогу мальчика в фаллический период можно сравнить со страхом оказаться съеденным в оральный период и страхом покушения на содержимое тела в анальный период, она представляет кульминационный пункт воображаемых страхов о повреждении тела. В конечном анализе идея кастрации, возможно, основывается на следах древнего биологического рефлекса автотомии, менее глубоким, но более достоверным ее основанием служит архаическая идея возмездия: согрешивший орган должен понести наказание. Окружающие весьма благосклонны к подобным фантазиям детей о наказании. Многие взрослые, увидев, что мальчик мастурбирует, угрожают «отсечь это. Обычно угроза высказывается не вполне прямо, в шутку и всерьез предлагаются другие наказания, которые ребенок интерпретирует как угрозу кастрации. Даже обстоятельства, объективно не содержащие угрозы, мальчик из-за чувства вины может интерпретировать в известном смысле. Вид женских гениталий, например, убеждает его в существовании особ без пениса.

Иногда наблюдения такого рода придают серьезность бывшим угрозам, воспринятым легкомысленно. В других случаях собственно достижения фаллической стадии достаточно, чтобы активировались прежние угрозы, не произведшие сильного впечатления в прегенитальный период. Кастрационная тревога порождает у маленького мальчика множество идей, особая форма которых становится понятна при знании его анамнеза. Существует бесконечное количество вариантов комплекса кастрации, упомянем здесь лишь некоторые. Страх кастрации может сместиться в прооперированную область, например, после удаления гланд. Ребенок, наблюдавший обезглавливание курицы или впечатленный рассказами об обезглавливании, может заместить идею кастрации навязчивыми мыслями об обезглавливании. Сознательный и бессознательный страх слепоты или повреждения глаз, а также страх перед оцепенением указывают на конфликты вокруг скопофилии. Нередко сосание большого пальца свидетельствует о «локализации в нем страха.

Мальчики по-разному понимают природу опасности, угрожающей их пенису. Усматривает ли ребенок угрозу со стороны мужественного противника с проникающим остроконечным орудием или женственного противника с вбирающим орудием зависит от того, кого он считает более враждебным, отца или мать, и от специфичности его фантазий относительно сексуального акта. Индивиды с оральными фиксациями могут бояться, что их пенис будет откушен, и это выливается в смешение идей, состоящих из оральных и генитальных элементов.

Иногда специфические обстоятельства формируют довольно гротескные формы страха кастрации. Мальчик, сексуально возбуждавшийся от нарушения равновесия при кружении, потом опасался, что улетел его пенис. Орально ориентированный пациент, бессознательно мысливший сексуальное удовлетворение как принятие пищи и сделавший своего отца главным сексуальным объектом, прослышал о заболевании раком и микробах. Когда в детстве он увидел женские гениталии, у него возникла фантастическая идея: «Если я посмею съесть пенис отца (или выделения его пениса), маленькие насекомые, источник будущих детей, будут пожирать мой пенис изнутри». Иногда мальчики обеспокоены не столько причинением ущерба пенису в будущем, сколько тем, что мастурбация уже повредила их пенис и это когда-нибудь обнаружится.

Подобная направленность переживаний называется «женским типом комплекса кастрации». Обрезание или медицинское вмешательство в области гениталий, как и наличие большого пениса у взрослых и старших детей, облегчает формирование такого типа комплекса. Мужчины с женским типом комплекса кастрации часто страдают навязчивым страхом, что у них недостаточна величина пениса. Это убеждение — плод детских впечатлений от размеров чьего-то пениса, когда собственный орган был действительно еще мал. Женственность мальчиков не всегда означает: «Думаю, что меня кастрировали». Напротив, поворот к женственности (отказ от активного использования пениса) часто происходит в целях страховки от кастрации в будущем: «Если я веду себя, словно кастрат, никто не будет покушаться на мой пенис». Или даже: «Если кастрации никак нельзя избежать, лучше активно предварить события, по крайней мере, подольститься к угрожающей особе».

Тот факт, что взрослые столь легко и страстно грозят кастрацией и шутят о ней, конечно, отражает их собственный комплекс кастрации. Запугивание других — отличный способ успокоить собственный страх. Таким путем комплекс кастрации передается из поколения в поколение. Неизвестно, каким образом изначально возник этот комплекс, но его история весьма длительна. Во многих примитивных и цивилизованных обществах старшее поколение налагает ограничения на сексуальную свободу младшего поколения.

Ритуалы посвящения, в которых сексуальность связывается с болезненным опытом, служаттому примером. Возможно, в некоторых культурах бунтарям действительно повреждают гениталии. Интенсивность кастрационной тревоги соответствует высокой оценке пениса на фаллической стадии. Эта оценка побуждает мальчика отказаться от генитальных функций, когда он принимает решение, стоит ли подвергать пенис опасности. Взрослый мог бы спросить: «Что хорошего в органе, который запрещено использовать?». Однако в фаллический период нарциссические факторы перевешивают сексуальные факторы, и поэтому собственно обладание пенисом составляет основную цель. Проблемы такого рода обусловлены еще одной характеристикой фаллической стадии.

Мальчик в этом возрасте, согласно Фрейду, обладает пенисом не в смысле половой детерминации и проводит дифференциацию не в понятиях мужского и женского, а в понятиях наличия пениса и кастрации. Силясь представить существ без пениса, мальчик полагает, что некогда эти существа обладали пенисом, но затем утратили его. Аналитики подтверждают такие данные, тем не менее задаваясь вопросом, не является ли подобный способ мышления результатом предшествующего вытеснения. Может быть, имеется более глубокая причина бояться женских гениталий, чем страх кастрации (оральные тревоги относительно зубастого влагалища как страх перед возмездием за орально-садистские побуждения), и поэтому происходит отрицание изначальности их существования.

Идея о том, что девочки обладали пенисом и были кастрированы, как бы репрезентирует попытку такого отрицания. Правда, данная идея привносит и тревогу: «Это могло бы случиться со мной», но все-таки благоприятствует отрицанию первичности устрашающих женских гениталий. Однако создается впечатление, что мальчик, узнав о лишившихся пениса существах, очень пугается, а не успокаивается. Ведь он естественно полагает, пока не научится мыслить иначе, что все существа устроены подобно ему. Таким образом, допущение ребенка не обязательно основано на страхе, скорее озарение об ошибочности подобного допущения порождает страх.

Проблема комплекса кастрации у женщин

В конечном итоге кастрационная тревога вынуждает мальчиков подавить эдипов комплекс. Кастрационная тревога девочек, по-видимому, не представляет собой динамическую силу. Идея об утраченном органе не ограничивает инстинкт в такой степени, как представление о риске утраты органа при инстинктивной активности. Правда, многие женщины, разочаровавшись, строят фантазии об обладании пенисом. Но беспокойство за надуманный орган не имеет того динамического эффекта, как тревога о реальном органе.

Проблема кастрационной тревоги женщин довольно сложна. Во-первых, можно утверждать, что женщины не преодолевают эдипов комплекс в той мере и столь же решительно, как мужчины. Они нередко всю жизнь сохраняют привязанность к отцу или отцовским фигурам и неким образом выдают отношение своего любовного объекта к отцу. Во-вторых, психоанализ показывает, что застарелые страхи (в первую очередь страх утраты любви) у женщин сильнее, чем у мужчин, и во многом играют роль, схожую с кастрационной тревогой мужчин. В-третьих, страх, что обнаружится кастри-рованность, мыслимая как последствие запрещенной активности, часто ограничивает сексуальные проявления девочек. Нередко возникают мысли о разрушении собственного тела и утрате способности вынашивать детей или, по крайней мере, иметь здоровых детей, встречаются и другие тревожные оггасения относительно раскрытия позора. В-четвертых, страх кастрации замещается тревожным предвидением карающего повреждения гениталий. Анимистические интерпретации детерминируют фантастические генитальные тревоги точно так же, как и нереальные прегенитальные тревоги. Девочки часто не знают о наличии у них влагалища, этим и объясняется надуманный страх, что желание проникнуться отцовским органом приведет к телесным повреждениям.

Вопреки всему сказанному, психоанализ некоторых женщин все-таки выявляет бессознательный страх перед предстоящим отсечением органа в наказание за сексуальный опыт. Женщина с сильно выраженной тревогой такого рода в детстве претерпела операции на большом пальце руки. Реальная угроза ампутации затем сместилась к придуманному пенису.

Предшественники психоанализа (например, Ведекинд), а позднее Фромм, подчеркивали, что половые различия в преобладающих тревогах отчасти обусловлены физиологическими различиями в сексуальном опыте. Мужчине для осуществления полового акта необходима эрекция, женщина не нуждается в подобном изменении тела (она способна выполнять половой акт даже без наслаждения), но зависима от мужской эрекции. Таким образом, мужской страх — это страх перед импотенцией или неудачей, женский страх — это страх остаться в одиночестве или лишиться любви.

Несомненно, данное физиологическое различие существенно в преобладании страха кастрации у мужчин и страха утраты любви у женщин, но оно не более чем позднее вторичное приобретение. Родственное преобладание соответствующих страхов устанавливается в детстве, задолго до опыта сексуальных сношений. Смена объекта — один из факторов, усложняющих развитие женщин в сравнении с мужчинами. Второй фактор — двойная природа женской генитальной сексуальности. «Простатическая сексуальность» мужчин, весьма тесно связанная с анальным и уретральным эротизмом, конечно, не играет такой значительной роли, как сексуальность клитора. Однако не следует забывать, что не только эти физиологические различия ответственны за большую склонность женщин к развитию неврозов. Существуют также, и это очень важно, культурные и социальные различия в половом воспитании, касающемся инстинктов.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум