Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Детский психоанализ. Трансгенерационная передача и фантазийное взаимодействие

Изучение взаимодействий между младенцем и воспитывающими его людьми привело к новому клиническому подходу — наблюдению за поведением младенца и его матери и изучению видеодокументов, показывающих младенца на руках у матери, причем каждый выражает себя по-своему, а наблюдатель может вмешаться, чтобы придать терапевтический смысл консультации. Такие клинические условия неизбежно привели к изучению психического функционирования партнеров в этой спирали взаимоотношений (Escalona, 1968). В 1981 г. Л. Крейслер и Б. Крамер (Kreisler, Cramer, 1981) предложили термин «фантазийные взаимодействия»; тогда же у меня был случай им воспользоваться.
Определение фантазийных взаимодействий

Со стороны матери. Младенец представлен в ее глубинной и фантазийной психической жизни, с одной стороны, и в ее воображаемой жизни, с другой стороны.
Фантазийный младенец — тот, которого каждый человек порождает очень рано, когда он идентифицирует себя с собственной матерью, всегда беременной многочисленными младенцами. Фантазийный ребенок — ребенок желания материнства. В рамках эволюции идентификационных конфликтов, которые определяют развитие эдиповых ситуаций, девочка идентифицируется со своей матери и желает дать ребенка своему отцу.

Таким образом, этот ребенок, уже родившийся, на уровне фантазийной жизни матери является ребенком своего деда по материнской линии.

Воображаемый младенец — младенец желания беременности, сосуществования зародыша и матери: ребенок уже зачат. В современном западном обществе этот младенец часто запрограммирован на достаточно позднее время, чтобы не мешать профессиональной карьере матери. Ему придается большая ценность, поскольку способность воспроизводить потомство сокращена до очень ограниченного числа детей. Таким образом, уже после подтверждения беременности он становится объектом устремлений, которые обычно вводят в его судьбу его родителя. Этот будущий младенец, являясь носителем воображаемой жизни матери, а следовательно, ее мечтаний, часто наделен полом. Мать видит его и представляет его себе. Она планирует его будущее. Ему выбирают имя. Благодаря этому, как мы увидим, он становится носителем ценностей, передаваемых из одного поколения в другое: все, что было сказано или скрыто в связи с ними, события, которые считаются важными, даты годовщин входят тогда в тайные мысли матери и моделируют судьбу этого воображаемого ребенка.

Но верно и то, что уже с начала беременности будущий младенец начинает заявлять о своем присутствии. Сенсорные способности позволяют матери придать смысл тому, что она о нем знает, и тому, что она чувствует. Кроме того, современное техническое оборудование позволяет родителям уже во время беременности получить сведения о реальном ребенке: например, эхография позволяет узнать пол ребенка до его рождения, от чего многие матери (во всяком случае, во Франции) отказываются, чтобы не нарушать свою воображаемую жизнь. Другими словами, уже во время беременности младенец выполняет в психической жизни матери двойную функцию как фантазийный ребенок, отмеченный внутрипсихическими конфликтами матери, и воображаемый ребенок, который развивается на основе ее латентных мыслей. Когда ребенок рождается, мать должна иметь дело с младенцем, которого она держит на руках, кормит, обеспечивает ему уход, придавая ему это двойное значение (бессознательное и предсознательное).

Со стороны младенца. У нас есть возможность составить достаточно точные представления о возникновении его психических репрезентаций. Взрослые, в особенности молодые беременные женщины, строят предположения по поводу генезиса психической жизни младенца, которые развиваются и после его рождения. Например, «он слышит» может превратиться в «он слышит меня». Однако эта догадка не совсем иллюзорна, поскольку все свидетельствует о том, что ребенок отличает голос своей матери от других женских голосов начиная со своего рождения (Mehler, 1983). (Эксперименты, доказывающие это, основаны на фиксации количества сосательных движений у младенца вне ситуации кормления, число которых особенно увеличивается при звуке материнского голоса, даже записанного на аудиопленку.) Но такие навыки наблюдаются и у приматов; проблема в том, чтобы выяснить, порождают они психические репрезентации или, наоборот, основываются на них.

В принципе такая гипотеза абсурдна. В связи с этим «поэтический язык», который предлагает Д. Мельцер, чтобы описать навыки эмбриона и «его танец», неприемлем с научной точки зрения. Подобным образом психоаналитики кляйниан-ской и посткляйнианской школ сохраняют убеждение, что грудной младенец живет фантазийной жизнью начиная с рождения, когда они вслед за Сьюзен Исааке заявляют, что грудь существует, чтобы ее сосали и кусали и, следовательно, чтобы создать фантазию, которой это сосание и кусание придает психическое существование.

Тем не менее опыты с непитательным сосанием, как и многочисленные ссылки на изучение ранних навыков новорожденного, его способностей следить за лицом человека, подражать его гримасам, не позволяют опровергнуть тот факт, что с самого раннего возраста ребенок имеет репрезентации. Если это не так, то как объяснить отсутствие учащения ритма сосания при изменении формы соски, находящейся во рту ребенка? Следовательно, такие констатации подчеркивают ценность некоторых метафор Д. Мельцера, когда он говорит о примыкающей идентификации (Meltzer, 1985), или рассуждений Э. Бик (Bick, 1968), когда она упоминает о том, что идентификация младенца с его матерью происходит по системе двух измерений, представленной переживанием кожного контакта, что позволило Д. Анзье (Anzieu, 1985) предложить гипотезы относительно Я-кожи. Таким образом, мы должны изучить генезис и организацию фантазийных интеракций.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум