Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психоанализ о психическом развитии. Защита от побуждений

Принцип реальности это способность отсрочивать конечную реакцию. Но некоторые реакции необходимо не только отсрочивать, но и относительно ограничивать. Одновременно с улучшением управления двигательной сферой, т. е. превращением простых двигательных разрядок в действия, развивается также система защиты. Эго обучается отвергать побуждения, которые опасны или неуместны. Механизмы, которые первоначально использовались против болезненных внешних стимулов, теперь задействуются против собственных влечений.

 

Эго жаждет удовлетворения. Поэтому его противодействие собственным инстинктивным потребностям кажется парадоксальным. Причины такого парадокса уже упоминались, они состоят в следующем:

 

1. Биологически обусловленная неспособность младенца контролировать моторную сферу и его постоянная зависимость в удовлетворении инстинктивных потребностей от помощи извне приводят к тому, что он систематически попадает в травмирующие ситуации, так как внешний мир не всегда сразу отвечает на его требования. Временное исчезновение первичных объектов само по себе способно травмировать, поскольку влечение ребенка к нежности не получает разрядки. Память о болезненном опыте такого рода впервые создает впечатление об инстинктивном возбуждении как возможном источнике опасности.

 

2. Угрозы и запреты со стороны внешнего мира порождают страх перед инстинктивными актами и их последствиями. Внешние влияния бывают двух отчасти разных видов: а) объективные и естественные воздействия — ребенок обжигается, если инстинктивно хватается за огонь; б) опасности могут производиться искусственно в процессе обучения. Вольно или невольно взрослые дают ребенку понять, что инстинктивное поведение порицается, а воздержание похвально. Действенность этих впечатлений обусловлена не только физической силой взрослых, но и зависимостью самоуважения ребенка от любви близких.

 

3. Опасения могут иметь совершенно фантастический характер, поскольку ребенок из-за своих проекций неправильно понимает внешний мир. Он проецирует зловещую силу собственных вытесненных побуждений и ожидает серьезных наказаний. Предполагаемое наказание — это воздающий ущерб «грешным» частям тела.

 

4. Позднее встуцает в силу четвертый фактор, что обусловлено зависимостью эго от суперэго, интраисихи-ческого представителя объективного, воспитывающего и проективно понятого внешнего мира. Четвертый фактор превращает тревогу в чувство вины. Эта схема помогает ответить на вопрос о происхождении сил, враждебных разрядке инстинктивных побуждений.

   

Несомненно, что психоанализ изучал защитный аспект эго более основательно, чем развитие его позитивных сил, направленных на адаптацию. Однако представления о защите и адаптации переплетаются. Адаптация в динамическом смысле означает решение задач, заданных внутренними побуждениями и внешними (тормозящими и угрожающими) стимулами. В очень интересной статье Гартман попытался показать, что психоанализ уделял излишнее внимание изучению адаптации с точки зрения психических конфликтов. Он также указал на существование «бесконфликтной сферы», порожденной, правда, антитезой организм — среда. В силу важности данной антитезы, со своей стороны отметим, что понятие «бесконфликтная сфера представляется дезориентирующим и противоречащим динамическому подходу. Созревание эго происходит в результате постоянного взаимодействия потребностей организма и влияний окружающей среды. Активный тип приспособления, конечно, весьма сложный процесс, многие детали которого все еще исследуются, но в основном пути развития перцепции и двигательной сферы в связи с инстинктивными потребностями и функцией мышления понятны. Психология воли, или желаний, представляет собой область особенно плодотворную для изучения адаптации. Биологические потребности модифицируются благодаря суждениям эго (или воздействию суперэго), и как раз психоанализ выясняет вопрос, каким образом под влиянием традиционной системы ценностей формируются субъективные ценности.

 

Степень развития чувства реальности зависит от конституциональных факторов и жизненных обстоятельств: насколько примитивный, смутный, магический, преисполненный страхом мир, основанный на проекциях и интроекциях, становится «реальным», объективно оцениваемым миром, подвластным аллопластическим силам индивида, и в какой мере остается подверженным ложным надеждам и страхам. Развитие чувства реальности никогда не бывает полным. Объективная реальность по-разному переживается разными людьми. Лафорг имел в виду именно это, когда говорил об относительности реальности. У невротиков снова проявляются свойственные архаическому эго ошибки в суждениях о реальности и затруднения в обучении различению, чем обусловлено их переживание внешних событий только как повторения нескольких паттернов.

За всеми активными модусами разрешения внешних и внутренних задач скрывается готовность отступить к пассивно-рецептивному приспособлению к обстоятельствам. Степень этой готовности зависит от склада характера и культурных условий.

 

В ранних многообещающих публикациях Кардинер подчеркивал социологическое значение поощрения и порицания определенных способов овладения миром исторически сложившимися общественными институтами. Однако впоследствии он почувствовал, что социальная детерминация преобладания определенных типов эго в данных культурах несовместима с учением Фрейда об инстинктах.

 

Развитие эго и ид не происходит раздельно, а переплетается и проникнуто взаимовлиянием. Перед описанием развития ид следует обсудить чрезвычайно важные для психологии неврозов понятия: фиксация и регрессия.

 

В развитии эго низшие уровни сохраняются наряду с высшими уровнями или отступают вглубь. Конституциональные факторы и жизненный опыт норой делают это явление более прозрачным. Ранние особенности эго сохраняются или возобновляются при фиксациях и регрессиях, что приводит к различным феноменам. В частности, отдельные функции эго иногда сохраняют или снова обретают определенные черты более примитивной фазы. В известном смысле эйдетизм можно рассматривать как фиксацию в сфере восприятия. В некоторых случаях в большей мере, чем в норме, сохраняется магический характер мышления, например, у компульсивных невротиков одновременно с преждевременным развитием мышления наблюдаются суеверие, бессознательная вера во всемогущество и закон возмездия. Примитивные черты могут проявляться и в отношении к объектам. Возможна фиксация на ранних стадиях любви, когда целью была инкорпорация, или на способе регуляции самоуважения, характерном для маленьких детей. Наконец, фиксация эго может ограничиться повторным использованием специфических видов защиты.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум