Психология невротического конфликта. «Ранняя» психическая триангуляция
С точки зрения наблюдателя, человек, будучи существом социальным, с самого начала своей жизни вовлекается в систему отношений со многими людьми, на которых он, судя но результатам последних исследований в области психологии развития, реагирует более или менее по-разному. Однако это не означает, что человек изначально имеет дифференцированные представления о людях. Согласно психоанализу, основы способности зрелого человека ощущать себя составной частью коллектива, в том числе группы, состоящей из трех лиц, и вступать в отношения с каждым участником коллектива, закладываются в период эдипова комплекса. Стадии развития, предшествующие формированию эдипова комплекса, привлекли внимание психоаналитиков лишь в последние Десятилетия, несмотря на то что об этом предвещали работы Фрейда и спорная теория «раннего» эдипова комплекса, созданная Мелани Клейн.
Концепция «ранней», доэдиповой триангуляции послужила стимулом для развития клинической теории и позволила значительно пополнить запас психоаналитических знаний, касающихся психопатологических феноменов, «среднего» уровня структур, ного развития и динамики формирования автономии в ходе психоаналитического процесса. Кроме того, в рамках теории разви. тия сложилось новое представление о роли отца в процессе доэдипова развития.
Теория развития
В рамках психоаналитической теории объектных отношений производится классификация различных форм отношения субъекта к окружающим, «объектам». Предполагается, что в раннем детстве для индивида характерны симбиотические переживания. В течение краткого периода жизни индивид не проводит границу между самим собой и окружающими его объектами, а воспринимает личную среду как составную часть собственной личности. На следующем этапе развития индивид начинает улавливать различия между самим собой и объектом.
Таким образом возникает структура двухсторонних отношений. На третьем этапе развития индивид воспринимает множество объектов, вступающих в отношения с ним и друг с другом. Самой простой геометрической формой этой структуры восприятия и переживаний является треугольник. Эта форма и лежит в основе восприятия коллектива и общества.
Процесс развитая, в ходе которого симбиотический и двухчастный способы восприятия поступательно сменяются трехчастными переживаниями, называется процессом триангуляции по аналогии с методом определения исходных геодезических пунктов при топографической съемке путем построения смежных треугольников. При этом процесс перехода от двухчастного к трехчастному способу восприятия именуется «ранней» триангуляцией.
Речь идет о важнейшем этапе развития процесса дифференциации и индивидуации, который впервые зафиксировал Абелин, участник исследовательской группы под руководством Маргарет Малер. Когда отец попадает в поле зрения ребенка и становится объектом, способным заменить мать, которая до сих пор выполняла роль основного объекта, определяющего эмоциональную атмосферу двухсторонних отношений, начинается формирование трехсторонних отношений, иначе говоря, происходит «ранняя» триангуляция.