Психология развития человека.
Творческий процесс
В этом уроке творчеству будет дано четкое объяснение. В нем также будут подробно описаны характеристики творческих людей, дан обзор творческого процесса и предложена стратегия, которую вы сможете применить, чтобы развить и приложить свой нереализованный творческий потенциал.
Человеческое мышление, как мы увидели, имеет две фазы. Оно и создает идеи, и судит о них. Эти фазы взаимосвязаны, т.е. в процессе работы над проблемой мы переходим от одной к другой много раз, иногда несколько раз в течение нескольких секунд. Изучать искусство мышления в его самой динамичной форме будет, в самом лучшем случае, непросто. Намного проще изучать каждую часть по отдельности.
По этой причине мы уделим основное внимание сначала созданию идей (Уроки с 5 по 9), а затем обратимся к суждению об идеях. Хотя все создают идеи и судят о них, качество этих усилий у разных людей различно. Один человек создает одну обычную или мелкую идею для каждой проблемы или спорного вопроса и одобряет ее некритически, в то время как другой создает набор идей, часть из которых оригинальны и глубоки, критически исследует их, совершенствуя самые лучшие. Понятия «творческое мышление» и «критическое мышление», в том смысле, в каком мы будем пользоваться ими в дальнейшем, относятся к последнему виду усилий.
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ О ТВОРЧЕСТВЕ
До середины 1950-х гг. наука уделяла мало внимания творчеству. Затем один исследователь проверил более 121 тысячи названий статей, зафиксированных в «Рефератах работ по психологии», за последние 23 года. Он обнаружил, что всего 186 статей — меньше 0,2% от общего количества статей — имели какое-либо отношение к творчеству. С тех пор интерес к творчеству значительно возрос, и по этому предмету было опубликовано множество книг. Ученые изучили жизнь успешных творческих личностей, исследовали творческий процесс и протестировали творческие способности при всех мыслимых условиях и для каждой возрастной группы.
Усилия исследователей помогли нам углубить понимание творчества и избавиться от заблуждений, которые в течение долгого времени оказывались вне критики. Безусловно, некоторые из этих заблуждений коснулись и вас, и поэтому у вас развились некоторые ложные представления о том, что такое творчество и как оно «работает». Заменить эти ложные представления фактами — это первый важный шаг в развитии своего творческого потенциала. Факты, о которых пойдет речь ниже, являются самыми важными. Некоторые мы кратко упомянули в Уроке 1. Все они заслуживают того, чтобы к ним возвращаться и обдумывать время от времени.