Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Корреляционный подход

В обширных исследованиях, проведенных в Берлине Паулем Балтесом и его группой, основное внимание было сосредоточено на перцептивных факторах. Авторы нашли, что наилучшими прогностическими параметрами являются пороги аудиальной и визуальной чувствительности, которые скорее зависят от точности, чем от скорости (Baltes & Lindenbergrer, 1997). Возможно, кто-то возразит, что эти пороги зависят от таких факторов, как скорость нейронной передачи.

Однако в дальнейшем Балтес и его коллеги нашли, что еще более надежным прогностическим параметром ослабления когнитивных способностей с возрастом является сила сжатия кулака, что придает совершенно новый смысл выражению «утратить хватку». Как отмечают Линденбергер и Поттер, опасно забывать о том, что корреляция и причинно-следственная связь — это разные вещи (Lindenberger & Potter, 1998). Возможно, пришло время перестать искать один-единственный фактор, объясняющий связанное с возрастом снижение когнитивных способностей, и вспомнить о правиле, которое соблюдается на автомобильных заводах «Форд» (или при производстве его британской версии — велосипеда Вулворта с мотором): оптимальным скорее может быть названо то техническое изделие, все компоненты которого имеют одинаково высокое качество, нежели то, которое имеет некоторые компоненты супервысокого качества.

В результате все компоненты такого изделия работают примерно в течение одного и того же периода времени, прежде чем выходят из строя. Возможно, эволюция столь же расчетлива? Корреляционный подход — отнюдь не единственный метод создания теорий когнитивного старения. Например, Крэйк и его коллеги, использовав экспериментальный подход и подчеркивая влияние снижения ресурсов обработки информации на научение и память у пожилых испытуемых, часто находили, что их молодые испытуемые ведут себя точно так же, когда второе задание, требующее внимания, уменьшает их возможности обрабатывать информацию (Craik & Byrd, 1982; Craik & Jennings, 1992).

Нет сомнения в том, что объем внимания является важной пере-менной, но, как было показано выше (Naveh-Benjamin et al., 2003а, b, 2004а, b), снижение внимания у молодых не всегда приводит к результатам, похожим на результаты пожилых испытуемых. В случае эпизодической памяти влияние возраста по своим последствиям скорее ближе к амнезии в очень легкой форме, чем к простому дефициту внимания. Точно так же, хотя пожилым, скорее всего, трудно тормозить нерелевантный материал (Hasher et al., 1999), нет ясности в том, почему это влияет на свободное воспроизведение, являющееся одним из наиболее чувствительных тестов старения.

Можно было бы ожидать, что эта трудность скажется на результатах исполнения задания Петерсонов (Peterson & Peterson, 1959), в котором кратковременное забывание, судя по всему, является преимущественно следствием проактивного торможения. Однако, если обеспечен сопоставимый начальный уровень, не выявлено никакой разницы в скорости забывания между молодыми и пожилыми испытуемыми (Parkinson et al., 1985). Следовательно, хотя возраст и может снизить способность к торможению нерелевантной информации, вряд ли именно это является главной причиной ухудшения эпизодической памяти.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум