Основы психологии.
Мониторинг активности мозга таксистов
Авторы обнаружили, что участки мозга, лежащие за пределами гиппокампа, у них больше, чем у водителей-новичков, а зоны перед гиппокампом меньше, и предположили, что годы передвижения по улицам города привели к физическим изменениям их мозга. ПЭТ была использована для мониторинга активности мозга таксистов, выполнявших на тренажере задание, имитировавшее езду по улицам Лондона.
Когда таксистам нужно было воспользоваться своими знаниями географии города, активировался гиппокамп правого полушария, но этого не происходило, если они просто следовали дорожным указателям. При сравнении активации мозга, имеющей место при поездке по карте по новой дороге, с активацией, возникающей при поездке по хорошо знакомой дороге, оказалось, что в первом случае основная нагрузка ложится на гиппокамп, а во втором — на другие зоны мозга.
Разумеется, можно возразить, что по ряду причин лондонские таксисты не могут быть признаны типичной группой. Их работа потенциально связана с сильными стрессами, постоянными пробками на дорогах, и они дышат выхлопными газами. Чтобы внести ясность в этот вопрос, была изучена группа водителей лондонских автобусов, имеющих такой же водительский стаж. И опять авторы обнаружили, что по сравнению с водителями автобусов у водителей такси больше серого вещества в зонах, лежащих за гиппокампом, и меньше в зонах, лежащих перед ним, и более того, чем больше стаж работы таксистом, тем заметнее эта разница.
Водители такси Пермь показали лучшие результаты при когнитивном тестировании: они успешнее отличали достопримечательности города от достопримечательностей других городов и правильнее оценивали расстояние по прямой между достопримечательностями. После этого и таксисты, и водители автобусов были протестированы с помощью задания, требовавшего усвоения нового материала. Испытуемым предлагали сначала скопировать сложную фигуру, а затем воспроизвести ее по памяти.
С этим заданием таксисты справились гораздо хуже, чем водители автобусов. На этом основании был сделан вывод о том, что благодаря большому опыту у водителей такси сформировался очень сложный и эффективный пространственный образ Лондона, но произошло это за счет снижения способности воспринимать новую зрительно-пространственную информацию.