Основы психологии.
Задания на определение объема рабочей памяти
Дэйнман и Мерайкл опубликовали обзор, выполненный на основании 74 исследований, результаты которых были практически аналогичными (Daneman & Merikle, 1996). В 38 исследованиях, посвященных объему рабочей памяти и общему пониманию, был определен средний коэффициент корреляции, равный 0,41; в 36 других исследованиях, в которых были использованы более специфические методы измерения обработки языковой информации, был определен коэффициент корреляции, равный 0,52. В обоих случаях коэффициенты корреляции были выше, чем те, что были получены для вербальной КВП (0,28 и 0,40 соответственно).
Было также показано, что объем рабочей памяти способен прогнозировать широкий спектр других способностей. Испытуемые с большим объемом рабочей памяти лучше справляются с написанием сочинений в прозе (Benton, Kraft, Glover & Plake, 1984), лучше понимают сложные инструкции (Engle, Carullo & Collins, 1991) и более внимательны (Kiewra & Benton, 1988). Способность прогнозировать результативность не ограничивается только языковыми тестами, а распространяется также на результаты усвоения курса по логическим схемам (Kyllonen & Stephens, 1990) и на результаты сорокачасового курса по языку программирования PASCAL (Shute, 1991).
Очень тесная корреляция была также выявлена при сравнении результативности в серии заданий на рабочую память и при тестировании способности к логическому мышлению (батарея тестов взята из стандартных тестов IQ) (Kyllonen & Christal, 1990). Принципиальное различие заключалось в том, что, судя по всему, результаты тестов IQ несколько больше зависели от предшествующего опыта, а результаты измерения объема рабочей памяти — от скорости. Тесная корреляция была найдена и между рабочей памятью и общим интеллектом (Engle, Tuholski, Laughlin & Conway, 1999).
Разные варианты заданий на определение объема рабочей памяти уже используются для решения практических задач. Они являются важным компонентом батареи тестов, разработанных на основании многокомпонентной модели рабочей памяти и используемых при выявлении и прогнозировании проблем, связанных с обучением детей школьного возраста (Gathercole & Pickering, 2000а). В эту батарею входят отдельные тесты для оценки фонологической петли и ввода зрительно-пространственной информации, основанные на заданиях, выполнение которых требует словесной или зрительно-пространственной КВП, а также тесты обработки зрительной и пространственной информации, названные авторами заданиями на комплексный объем памяти которые, подобно заданию Дэйнмана и Карпентера, требуют одновременного хранения информации и манипулирования ею, а потому затрагивают и центральный процессор.