Обучение и образование.
Развитие связной речи - это коррекционная работа логопеда
Общение - важная часть нашей жизни, человек живет в социуме, поэтому без живого общения никак не обойтись. Поэтому для полного развития ребенку необходимо овладеть навыками живого общения. Для начала ребенок постигает азы живой речи, общаясь со своим малым окружением, родственниками, родителями, некоторыми сверстниками. Постепенно, когда в речи ребенка появляются новые обороты и высказывания, он начинает использовать их в разговоре с большим кругом лиц. Вся речь, которая передает мысли, чувства говорящего, называется связной, но речь может быть не связной прежде всего по двум причинам: например, связи в речи говорящего не осознаны, не представляют четкой формы, либо потому, что эти связи не выявлены в его речи надлежащим образом.
Связная речь – прежде всего речь, понятная для большинства слушателей и собеседников. Всегда интереснее разговаривать с человеком, речь которого если и не поставлена на высшем уровне, то хотя бы отличается понятностью и ясностью. Связная речь – это так называемая контекстная речь, потому что для ее понимания не обязательно учитывать какую-либо ситуацию, когда она произносится, из контекста все становится ясно. Но, разумеется, это не относится в полной мере к маленьким детям. Ведь до определенного момента их речь нельзя назвать связной, порой, чтобы догадаться, что говорит ребенок, нам как раз нужна ситуация, в которой произносится данная речь. Дети не могут настолько связно говорить, чтобы из контекста было понятно все до мельчайших подробностей. Такая речь, как можно догадаться, называется ситуативной. Но нельзя сказать, что два вида речи идут порознь, напротив, каждая речь является не в полной мере ситуативной, и каждая в свою очередь – контекстуальной.
Развитие связной речи учащихся, является коррекционной работой логопеда.
Контекстуальные и ситуативные речевые моменты находятся во взаимосвязи, они неразрывны друг от друга. Причем, когда ребенок начинает овладевать контекстуальной речью, ситуативная не вытесняется, просто происходит наслоение, и два разных вида речи начинают существовать вместе.
Речь ребенка является ситуативной, потому что дети имеют привычку порой пропускать слова, они часто используют местоимения, поэтому не понятно к чему они относятся. С наречиями дело обстоит еще интереснее, дети не всегда знают достаточно определений и наречий, чтобы описать что-либо, поэтому, когда ребенок начинает рассказывать о каком-то предмете или человеке, он часто говорит «такой», «вот такой», и уже руками показывает какой именно: большой, маленький или круглый. Ребенок строит свою речь очень своеобразно, но мы все равно понимаем ее суть. Общение – это прогресс, это становление личности.