Духовные практики.
Вы - грааль
Медитации, позволяющие отключить сознание и молча наблюдать, лучше всего подходят для людей мыслящего типа. Эта техника была самой любимой медитацией Гаутамы Будды. Это вариант первых четырех способов дыхания из ста двенадцати, предложенных Шивой. Говорят, что с помощью этой медитации просветления достигли значительно больше людей, чем с помощью других упражнений. Ее можно проводить тремя способами. Выберите тот, который вам кажется наиболее удобным. Вы можете либо только медитировать, либо чередовать: двадцать минут ходьбы и сорок минут спокойного дыхания.
1. Сядьте спокойно, расслабьтесь и следите за дыханием. Почувствуйте, как вместе с дыханием поднимается и опускается ваш живот. Все внимание обратите на живот. Постепенно вы ощутите, как успокаивается ваше сознание. Позвольте мыслям спокойно рождаться и проходить, но не зацикливайтесь на них — просто наблюдайте за движением живота.
2. Медленно идите по улице или по комнате, обращая все внимание на ступни. Смотрите только на землю и движущиеся ноги. Если что-то еще привлечет ваше внимание, переключитесь на него, полностью осознайте его. Снова сосредоточьтесь на ступнях. Ходите так 20—30 минут.
3. Сконцентрируйте все внимание на дыхании, на том, как воздух проходит и выходит через ноздри. Больше ничего не требуется. Ум постепенно расслабляется, пробуждается молчаливое созерцание.
Вы - грааль
Итак, на пути самопознания вы заглянули в сто зеркал. Каждое зеркало отражает какую-то часть вашего портрета. Помогли ли они вам понять, каким вы можете быть на самом деле? Увиденные вами фрагменты не могут этого сделать, но каждый из них является отражением реального существа. Так что же это за существо? На Западе есть легенда о святом Граале, которая лучше других отражает нашу истинную природу. Эта легенда рассказывает о короле-рыбаке, который был ранен. Вследствие этого его государство превратилось в Бастеланд (пустыню). В его дворец приезжает молодой рыцарь по имени Персеваль (что означает «пронзенный»), который отправляется на поиски святого Грааля. Поначалу рыцарю не удается вылечить короля, поскольку он действует согласно указаниям общества и церкви, а не по велению души и сердца. В тоске и печали странствует он по Бастеланду, отказываясь от Бога и Церкви, пока наконец не открывает любовь в женщине. В своем сердце он возвращается к Богу, но это уже не Бог церкви, а Бог его собственной души, его настоящей природы.
Обретя свое естественное состояние, Персеваль находит Грааль и задает вопрос, который излечивает короля и возрождает погубленную землю. В этой легенде суть всего самопознания. И хотя она была создана в землях, далеких от мудрецов дао и чань, их идеи очень похожи: просто будь естественным, поскольку ты именно такой, каким хочешь стать, и чем больше ты пытаешься найти свой внутренний мир во внешнем, тем дальше ты уходишь от своей истинной сущности. Рыцарь Грааля в поисках своей истинной природы проделывает долгий, трудный путь. Но на самом деле она всегда была при нем. В этом состоит абсурдность всех наших духовных поисков. Слова Христа «ищите и обрящете» — всего лишь часть нашего путешествия. И оно может лишь еще дальше увести вас от самих себя. Гаутама Будда покинул свою жену, детей и дворец, чтобы найти истину. И только тогда, когда он отказался от своей духовной цели, устав от нескончаемых медитаций, строгостей и лишений, он наконец понял.
Понял, что ему просто нужно было остаться на своем месте, поскольку именно там был он. В XVII веке в Китае была создана еще одна история, похожая на легенды о Будде и Граале. Однажды к пятому патриарху дзэн пришел человек, желавший стать монахом. Патриарх спросил его: «Чего ты хочешь, познать истину или быть истиной?» Человек ответил: «Быть истиной». Его отправили на самую низшую и грязную работу по чистке и растиранию риса для монастыря, не дав никаких наставлений и посвящений. Постепенно этот монах освоился и уже занимался только помолом риса. Перед смертью патриарх сказал, что ему требуется преемник и им станет тот, кто напишет стихотворение о том, чему он научился у патриарха. Тот, чье стихотворение окажется лучшим, станет следующим патриархом. Главным монахом тогда в общине был некий Шенсю, все время проводивший в позе лотоса в нескончаемых медитациях. Он написал такое стихотворение:
Тело — древо бодхи.
Ум — как светлое зеркало на подставке.
Не забывай протирать его постоянно,
Не позволь ему покрыться пылью.
Патриарх одобрил стихотворение, но сказал, что оно далеко от совершенства.
Хуэйнен, растиратель риса, не знал грамоты и потому попросил записать сочиненное им стихотворение кого-то другого.
Никогда не было ни дерева бодхи, Ни светлого зеркала на подставке,
В сущности нет ни единой вещи,
Куда же сесть пылинке?
Патриарх сразу понял, кому принадлежит это стихотворение, и передал Хуэйнену патриаршие одежды.