Психология развития человека.
О ясности аргументации
Люди с умеренными психическими расстройствами часто обладают большими талантами и умственными способностями, если те измерять согласно широким определениям этих понятий. Подразумевает ли процесс эволюции (5) выживание физически приспособленных или продолжение культуры в ее известных нам формах? И подразумевают ли неполноценные люди (6) людей с наследственными болезнями, людей с психическими расстройствами, невротиков, нонконформистов или их всех?
О вопросах, которые могут поставить информированные критики
Вот наиболее вероятные: не может ли оказаться так, что принудительная стерилизация будет представлять еще большую угрозу для цивилизации, чем поворот эволюции вспять (5)? Не может ли она привести к тоталитаризму? Не будет ли лучшим и более практичным решением (6) — улучшить перераспределение богатств между народами, чтобы найти способы лечения болезней, передать технологии и расширить программы обучения (в том числе обучение методам контроля над рождаемостью)?
О виде и качестве фактов
Один серьезный вопрос о некоторых фактах (10, 11) касается того, насколько они типичны и универсальны. Разделяется ли взгляд, высказанный в цитатах, большинством генетиков и медицинских авторитетов или это позиция меньшинства? Еще более важный вопрос касается фактов, которые были опущены. Конечно, по этому предмету могут высказаться и психологи, и социологи, и историки. Вот несколько вопросов, на которые они могут ответить: каковы психологические последствия принудительной стерилизации для тех, кто будет ей подвергнут? Чувство ненужности, возможно, или ярости? К какому социальному поведению могут привести такие последствия? Насилию? Революции? Какие существуют исторические прецеденты, которые бы помогли нам измерить возможные последствия?
В свете этих размышлений вы можете сделать вывод, что хотя проблема перенаселения мира и связанные с ней проблемы бедности, неграмотности и болезней серьезны и ими нужно заниматься, идею принудительной стерилизации следует отвергнуть — по крайней мере до тех пор, пока ее сторонники не прояснят своих понятий и не ответят на важные критические вопросы. Если вам необходимо подготовить формальный отзыв на эту аргументацию в аналитической письменной работе или статье, вы разработаете свои идеи более полно, в соответствии с теми же самыми стандартами, соблюдения которых вы ожидаете от других. (Обсуждение принципов и методов, используемых в аналитическом письменном изложении, см. Урок 14.)
Упражнения-разминки
4.1. Придумайте как можно больше новых слов — несуществующих слов, таких, как вкраскуброшенный, чтобы отразить разные настроения людей. В каждом случае укажите, какое настроение каждое слово отражает. Обязательно включите в этот список как можно больше слов, прежде чем выберете самое лучшее.
4.2. Придумайте себе новое имя (имя и фамилию), отражающее особые качества, которые у вас есть или которые вы стремитесь приобрести. Обязательно рассмотрите необычные имена (Воин Честьимеющий, Роман Храброман) и включите в список как можно больше вариантов, прежде чем выберете самый лучший.
4.3. Ваш маленький племянник в затруднении. Он узнал, что «промедление смерти подобно» и что «поспешишь — людей насмешишь». Эти пословицы, по-видимому, противоречат друг другу, и он хочет узнать, какая из них права. Ответьте таким образом, чтобы он понял.