Психология развития человека.
Пораженческие, беспомощные реакции не даны нам от рождения
В одном исследовании людям предложили решить задачи, которые, как им сказали, имеют решения, хотя на самом деле не могли быть решены. По мере того как усилия решить задачи терпели неудачу, участники эксперимента все сильнее испытывали чувство разочарования, пока наконец не признали собственное бессилие и не сдались. Но подлинный смысл исследования обнаружился позднее. Когда тем же самым людям предложили решаемые задачи, они продолжали действовать беспомощно и сдались, не приложив серьезных усилий. Что эти исследования говорят о повседневной жизни?
Что родители, которые непоследовательны в своих требованиях и непредсказуемы в своих реакциях, учителя, которые обращают внимание на отрицательное, а не на положительное, тренеры и инструкторы, которые игнорируют наши фактические результаты или достижения, могут лишить нас уверенности, привить нам привычку к неудачам и сделать нас слепыми к нашему реальному потенциалу. Одна из отличительных особенностей многих успешных людей — это их отказ определять себя через оценку других людей. Уинстона Черчилля считали малоспособным учеником. Марте Грэхем говорили, что для танцовщицы у нее неподходящее строение тела.
Томасу Эдисону настойчиво советовали бросить школу, потому что его считали неисправимым тупицей. Позднее, на своей первой работе — на железной дороге — во время одного из своих экспериментов он поджег поезд и был уволен. А начало биографии Альберта Эйнштейна было еще хуже. Вот несколько деталей:
• Он был ничем не примечательным учеником, а один учитель ему безапелляционно сказал: «Из тебя ничего не выйдет».
• Когда ему было 15 лет, его попросили бросить школу.
• Он провалил первый вступительный экзамен в Цюрихский политехнический институт, и от него потребовали провести год в швейцарской средней школе, прежде чем его снова смогут допустить к экзаменам.
• В Цюрихском политехническом он учился посредственно и настолько ничем себя не проявил, что не был принят в аспирантуру и не получил рекомендации для устройства на работу.
• В конце концов он получил работу учителя в школе-интернате, но вскоре был уволен.
• Он подал докторскую диссертацию по термодинамике на соискание докторской степени в Цюрихский политехнический. Диссертацию не приняли.
• Четыре года спустя он подал свою специальную теорию относительности в качестве докторской диссертации в Бернский университет. Ее не приняли. «Постойте, — скажете вы, — Черчилль, Грэхем, Эдисон и Эйнштейн были людьми необыкновенными. Вопрос в том, может ли средний человек преодолеть отрицательные оценки». Ответ — да. Вот только один пример: учитель обратил внимание: когда ученики видели, что ничего не смыслят в каком-то предмете, они неосознанно начинали подчиняться этому представлению.
Они считали себя глупыми и поэтому делали глупости. Он задался целью изменить их представление о самих себе. И когда это изменение произошло, они перестали делать глупости. Смысл не в том, что обоснованную критику или советы следует игнорировать, как и не в том, что можно достичь профессионализма в какой-либо сфере только лишь благодаря вере. Он в том, что вам не следует обманывать себя; ваш потенциал, несомненно, намного больше, чем вы себе представляете. Поэтому когда вы ловите себя на мысли: «Я никогда не смогу этого сделать» или «У меня нет таланта, чтобы сделать это», — помните, что прошлое не руководит будущим. То, что люди называют талантом, часто оказывается не больше чем знанием определенных приемов. А им можно обучиться.