Психология развития человека.
Семь полезных стратегий
В общем, это примет форму заявления о том, что вы думаете и почему вы так думаете, а также предложения удовлетворительного объяснения, чтобы избежать любых недоразумений, которые могут возникнуть у читателей. Ниже приведены семь полезных стратегий, которые помогут вам решать задачи в конце каждого урока:
1. Если упражнение состоит из одного высказывания, которое нужно проанализировать, прочтите его еще раз внимательно. Убедитесь, что вы понимаете, о чем идет речь. Спросите себя: «Имеет ли это смысл?» Если окажется, что вы отвечаете твердо «да» или «нет», решите, что именно заставляет вас реагировать таким образом. Часто это и будет именно то, что вам нужно объяснить своей аудитории.
2. Если слова не приходят вам в голову сразу, не стоит сидеть, уставившись в страницу. Если вы нечаянно заехали в тупик, то не будете сидеть в машине, уставившись на дорожный знак тупика; вы развернете машину и попробуете двинуться в другом направлении. Делайте то же самое с трудными задачами. Один прием, который неплохо работает с некоторыми проблемами, — это использование блок-схемы. Если, например, вы оцениваете умозаключение «Все собаки — животные. Фидо — китайская хохлатая собака. Поэтому Фидо — животное». Эта блок-схема предлагает следующий способ объяснения вашего анализа: Будет правильным классифицировать собак под общим заголовком «животные». Более того, это относится не только к некоторым собакам, но ко всем собакам. Нет никакой другой категории, в которой можно классифицировать собак. Фидо правильно классифицирован как собака, следовательно, он должен быть животным.
3. Если высказывание представляет под видом факта нечто, что фактом не является, найдите ошибку и объясните, почему она делает данное высказывание неправильным.
4. Если высказывание путает два понятия или две идеи, найдите ошибку и покажите, как она отражается на вы-сказывании в целом.
5. Если высказывание представляет некий вывод как един-ственно возможный, хотя другие выводы тоже возможны, представьте эти другие выводы и продемонстрируйте, что они тоже обоснованны (возможно, даже более обоснованны).
6. Если высказывание или какая-либо его часть — предмет интерпретации, воспользуйтесь для анализа приемом «если — то». Рассмотрим, например, высказывание «Все должны умереть». Вот как работает прием «если — то»: То, что говорит это высказывание, двусмысленно. Если оно означает «В настоящее время неизвестен способ, как людям избежать смерти», то это высказывание о факте. Но если оно означает «Никогда не будет открыт способ, как людям избежать смерти», то оно самонадеянно. Каким бы невероятным такое открытие нам ни казалось, мы не можем сказать с уверенностью, что оно никогда не будет сделано. Прием «если — то» также полезен тогда, когда вы не уверены в фактах. Другими словами, вы можете сказать: «Я не уверен в фактах по этому вопросу, но если они таковы, как об этом говорится, то данный вывод верен, потому что... Если, однако, они не таковы, как об этом говорится, то данный вывод неверен, потому что...»
7. Если упражнение содержит диалог, прочтите его несколько раз, каждый раз с иной целью. Первый раз прочтите его, чтобы понять обсуждение в целом. Затем прочтите реплики каждого лица в отдельности, отмечая развитие его мыслей и степень логической связности. Наконец, прочтите, чтобы найти следствия и предположения; эти идеи непосредственно не высказываются, но они тем не менее могут быть обнаружены с помощью того, что высказывается непосредственно. (Диалог в Примере упражнения 2 ниже содержит невысказанную идею.)