Психология развития человека.
Предварительные стратегии мышления
Второй — это практические задания, в которых вы можете применить то, чему вы научились в этом уроке и предыдущих уроках, к проблемам и спорным вопросам реальной жизни. Наконец, в каждом уроке есть упражнение по развитию письменной / устной речи, которое требует более основательного анализа и более формальной презентации своих знаний. К тому моменту, когда вы достигнете конца этой книги, вы узнаете о целом ряде стратегий по применению творческого и критического мышления к этим заданиям.
Пока же нам потребуется несколько предварительных стратегий. В оставшейся части этого урока вы узнаете о семи полезных стратегиях, которые можете начать применять незамедлительно. Поскольку в большей части того, о чем пойдет речь дальше, письменное изложение используется таким способом, который может оказаться вам незнаком, мы начнем с того, что поясним, в чем этот способ заключается.
Хотя о письменном изложении думают как о наиболее часто используемом способе выражения мыслей, которые мы уже сформировали, оно также представляет собой замечательный инструмент для открытия и прояснения мыслей. Наверное, у вас был такой опыт, когда вы полагали, что у вас в уме есть ясная идея, но затем обнаруживали, что она безнадежно запутана. Это широко распространенный случай. Вот как объясняет его Эрнест Димнет: Большинство мужчин и женщин умирает, имея смутные представления о жизни и смерти, религии и морали, политике или искусстве.
Даже в практических вопросах нам далеко не все ясно. Мы воображаем, что другие люди точно знают, что они думают об образовании своих детей, о собственной карьере или о том, как им потратить свои деньги. Это воззрение создает у нас впечатление, что только мы одни отделены от решения по этим важным вопросам тончайшей завесой неопределенности. Но это не так. Другие люди, подобно нам, живут в вечной неопределенности. Подобно нам, они наивно воображают, что думают о каком-то важном предмете, когда они просто думают, что думают о нем.
В качестве решения Димнет предлагает использовать прием, известный как свободное изложение. Вам необходимо сосредоточиться на проблеме или спорном вопросе, давая возможность своему уму создавать любые ассоциации, какие он пожелает, и записывать на бумагу итоговые идеи, не останавливаясь, чтобы оценить их (если вы не прервали это течение преждевременно).
Этот вид письменного изложения не предназначен для чтения кем-нибудь еще, поэтому правила композиции к нему не прилагаются. Не должны вы беспокоиться и о правописании или каллиграфии. Разновидность свободного изложения — составление списка. Поскольку этот прием использует отдельные слова и словосочетания, он более эффективен, чем свободное изложение, что делает его отличным способом для вылавливания тех идей, которые появляются внезапно и так же быстро исчезают.