Основы психологии.
Скрытое принуждение: реклама и пропаганда
Знание о психологических процессах, влияющих на принятие людьми решений, таким образом, несет в себе огромный позитивный потенциал (APS Observer, май 1991). Но и огромный негативный потенциал тоже. До современной эры люди, которые хотели принудить других верить в их богов, ответить на их любовь или купить товары по подходящей цене, делали это общепринятыми способами, как правило, известными всем вокруг.
Римские сенаторы, слушая обвинения Цицерона против Катилины, недовольные матросы, выслушивая заверения Колумба, пуритане, благоговейно внимая обличениям греха проповедниками, наверняка понимали, что на их умы и сердца воздействуют культурно предписанными способами, и делали заключения в соответствующем контексте. Однако с появлением научной психологии знающие люди получили возможность использовать некоторые открытия новой науки для воздействия на умы и чувства других методами, которые не опознавались как техника принуждения.
Такое воздействие может преследовать благие цели. Изощренные методики, с помощью которых учителя создают у учеников мотивацию к учению или психотерапевты побуждают своих пациентов изменяться в желательную сторону, являются примерами того, как скрытое психологическое принуждение используется на благо других людей. Однако подобные техники могут также использоваться для провоцирования поведения, вредного для объектов воздействия, и не только в смысле прямых затрат, но и за счет потери свободы выбора.
Те, кто подвергается принуждению, могут лишиться возможности здраво рассуждать и оказаться кем-то вроде играющих в пинг-понг голубей Скиннера — глупых созданий, слепо подчиняющихся воле других, пренебрегая собственными интересами. Использование психологии или злоупотребление ею с целью принуждения стало настолько распространенным, что Энтони Пратканис и Эллиот Аронсон, социальные психологи из университета Калифорнии в Санта-Крус, назвали свою работу 1992 года «Век пропаганды».
Они имели в виду не только религиозную или политическую пропаганду, но любое «сообщение точки зрения с конечной целью заставить реципиента «добровольно» принять соответствующую позицию как свою собственную». Поскольку нас больше интересует злоупотребление скрытым принуждением, мы не будем рассматривать открытые его формы, как, например, честную рекламу; техники пропаганды, которые основаны не на скрытом использовании психологических принципов, а на дезинформации (ложь администрации Рейгана в деле «Иран-контрас»); присвоение ложных ярлыков (когда Рейган называл контрас «борцами за свободу»); открытые обращения к легко вызываемым эмоциям (изображение прелестного ребенка, сидящего в шине «Мишлен», или морского пехотинца, поднимающего флаг над Иводзимой); использование психологии в военных целях, включая технику допросов военнопленных и «промывку мозгов», которые едва ли могут быть названы скрытыми и во всяком случае считаются морально оправданными во время военных действий.