Основы психологии.
Употребление психологии и злоупотребление ею
Один из них, Эрнст Мейман, совершил, на взгляд Вундта, отступничество, отказавшись от чистых исследований ради использования психологических принципов в образовании. Что еще хуже, двое других приложили свои знания к бизнесу и общественной жизни.
В 1903 году Уолтер Дилл Скотт, профессор Северо-западного университета, опубликовал книгу о психологии торговли и рекламы, а лучший ученик Вундта, Гуго Мюнстерберг, которого Уильям Джемс пригласил в качестве директора в психологическую лабораторию Гарварда, выпустил в 1908 году книгу о психологии свидетельских показаний в суде, а в 1915-м — другую, посвященную приложению психологии к проблемам повседневной жизни.
Мюнстерберг, типичный германский профессор, реакционер, с яростью утверждавший, что место женщины — дома, обладавший внушительной внешностью — суровый взгляд, пенсне, торчащий подбородок, гвардейские усы, — сделался ведущей фигурой в американской психологии. В этом качестве он играл двойственную роль.
Хотя он энергично пропагандировал прикладную психологию в книгах, статьях в популярных журналах, лекциях перед широкой публикой, Мюнстерберг стремился сохранить свой статус ученого, выпуская тяжелые тома, полные глубокомысленных психологических теорий. Он мог бы и не трудиться: его прикладная психология оказала большое влияние на общество, а теоретические работы — никакого. Многие психологи были оскорблены пропагандой Мюнстербергом прикладной психологии, но публике она нравилась.
Еще большее значение имело то, что несколько склонных к авантюрам бизнесменов попросили Мюнстерберга и его учеников использовать психологические знания для увеличения производительности труда рабочих, для придания рекламе большей убедительности, для отбора претендентов, в наибольшей мере способных выполнять специфические задания. В интересах телефонной компании, например, Мюнстерберг разработал тест, позволявший выделять женщин, наиболее пригодных к работе оператора.
Чтобы проверить Мюнстерберга, компания тайно включила в число тридцати кандидаток, направленных к нему, нескольких умелых операторов; к счастью, все они поданным теста оказались на первых местах. Менее счастливым было то обстоятельство, что Мюнстерберг, когда началась Первая мировая война, сделал несколько прогерманских заявлений и тем подорвал свой престиж; когда он в 1916 году умер, Американская психологическая ассоциация, президентом которой Мюнстерберг одно время был, даже не напечатала некролога. Попытки Мюнстерберга выступать одновременно в качестве сторонника прикладной психологии и чистого ученого ярко иллюстрируют старый спор о ценности знаний.