Основы психологии.
Клиентоцентрированная терапия
При всех своих различиях они объединяются общей доктриной, согласно которой каждый человек обладает внутренними ресурсами для роста и самоисцеления, и цель терапии — не изменить клиента, а устранить препятствия, такие как низкая самооценка или отрицание чувств, которые мешают проявлению этих ресурсов. Терапевт не ведет клиента к научному идеалу психического здоровья, а помогает ему приблизиться к его собственной лучшей форме.
Шесть процентов клинических психологов и, вероятно, столько же других психотерапевтов в настоящее время относят себя к практикующим гуманистическую психологию. Клиентоцентрированная терапия. Эта разновидность, самая важная среди психотерапий, была разработана Карлом Роджерсом, родившимся на ферме Среднего Запада и сначала намеревавшимся стать священником. Переключившись на психологию, Роджерс получил подготовку психоаналитика, но через несколько лет пришел к выводу, что психоанализ непродуктивен, и совершил крутой поворот к совершенно иной психотерапии собственного изобретения.
Всегда сохранявший оптимизм, Роджерс полагал, что в центре внимания терапии должны находиться современные проблемы, а не принадлежащие прошлому причинные факторы. Он также считал, что человек от природы благ и может разрешить собственные проблемы, как только согласится с тем, что сам в ответе за свою судьбу. Эти взгляды Роджерс положил в основу техники, согласно которой терапевт повторяет то, что говорит клиент (термин «пациент» Роджерс отвергал). Предполагалось, что это выражает уважение к клиенту и «веру в то, что человек способен справиться со своей психологической ситуацией и с собой». Ниже приводится в сокращении пример беседы с двадцатилетней женщиной, страдавшей депрессией:
Клиент: Иногда мне приходится сделать усилие, чтобы пройти по улице. На самом деле это просто безумие.
Терапевт: Даже сущие мелочи — самые простые обычные вещи — причиняют множество неприятностей.
К.: М-мм, верно. И мне не удается это преодолеть. Я хочу сказать... мне кажется, что каждый день снова и снова повторяются те же мелочи, которые не должны бы иметь значения.
Т.: Значит, вместо того чтобы идти на лад, вы обнаруживаете, что дела совсем не улучшаются.
К.: Я вроде как преследую себя — что-то вроде самоосуждения во всем.
Т.: Значит, вы осуждаете себя, плохо о себе думаете, и вам делается все хуже и хуже.
К.: Это так. Я даже не пробую ничего сделать. У меня такое чувство, что все равно ничего не получится.
Т.: Вы чувствуете, что провалились, еще даже не начав действовать.
Это может выглядеть пародией на терапию, но Роджерс глубоко верил в то, что своим методом он создал «фасилитирующий климат, благодаря которому клиент может исследовать собственные чувства так, как хочет, и двинуться к цели, которой стремится достичь». На большинство ориентированных на динамическую психологию специалистов метод Роджерса не произвел впечатления, однако в 1950-е и 1960-е годы клиентоцентрированная терапия получила широкое распространение и стала практиковаться психотерапевтами, не получившими подготовки, позволяющей иметь дело с неосознанными процессами.
Впоследствии влияние клиентоцентрированной терапии пошло на убыль; в настоящее время ей отдают предпочтение примерно 6% клинических психологов и столь же малое число других специалистов, хотя она иногда применяется эклектиками.