Основы психологии.
Рационально-эмотивная терапия
Работая в системе психиатрической помощи в Нью-Джерси, он посвятил четыре года подготовке в области психоанализа, в 1948 году начал прием пациентов и к 1952 году имел полную практику на Манхэттене.
Он также начал активно публиковать как научные, так и популярные книги по вопросам сексуальности; его радикальные взгляды и часто вульгарный язык сделали из Эллиса что-то вроде шалопая от психотерапии; этой ролью он наслаждался всю жизнь.
Между 1953 и 1955 годами Эллис начал бунтовать против психоанализа; она находил его слишком медленным, слишком пассивным (со стороны аналитика) и неподходящим для его личности. Как он объяснял Клэр Варга, психологу, которая писала о нем в «Сайколоджи Тудей»:
Пациенты чувствовали временное облегчение после всех разговоров и внимания, но лучше им не становилось... Я начал гадать: почему я должен пассивно ждать недели или месяцы, пока клиент проявит инициативу и покажет, что «готов» принять мою интерпретацию.
Почему бы, если клиент почти час молчит, мне не помочь ему целенаправленными вопросами или замечаниями? Вот я и начал становиться гораздо более эклектичным, нравоучительно-убедительным, активно-руководящим терапевтом.
После экспериментирования в течение двух лет с техниками, которые больше соответствовали его вкусу, Эллис разработал рационально-эмотивную терапию, и в 1955 году начал ее применять и писать о ней.
Ее суть, как сообщал он в ранней статье, заключается в том, что эмоции, ассоциирующиеся с неврозом, «есть результат нелогичного, нереалистического, иррационального, негибкого, детского мышления»; лекарство состоит в «разоблачении» терапевтом нелогичного пораженческого мышления клиента и обучении его мыслить «более логичным, основанным на самопомощи способом».
В целом подход терапевта — по крайней мере, Эллиса — выражается определенными ключевыми понятиями.
Терапевт должен «совершать прямую, недвусмысленную атаку на общие и специфические иррациональные идеи клиента», «стараться побудить его заменить их на более рациональные» и «снова и снова нападать на нелогичные идеи, лежащие в основе страхов клиента».