Основы психологии.
Выработка инструментальных условных рефлексов
Младший медицинский персонал был обучен выдавать пациентам жетоны (фишки, карточки, имитацию монет) за такие желательные действия, как содержание себя в чистоте, уборка своих комнат, нормальное поведение в отношении других пациентов или выполнение каких-то работ. Жетоны можно было обменять на такие блага, как просмотр кинокартин, любимая еда, отдельная комната или увольнительная на выходные дни.
Были достигнуты многочисленные положительные результаты, особенно в отношении пациентов, на протяжении многих лет отстраненных и апатичных. Программы «экономики жетонов», как их стали называть, также успешно применялись к страдающим умственной отсталостью, правонарушителям и встречающим трудности в обучении детям.
Все в уме: когнитивная терапия
Почти две тысячи лет назад философ-стоик Эпиктет высказал мнение, которое можно рассматривать как лежащее в основе основных форм современной психотерапии: «Человека тревожат не веши, а то, какое у него представление об этих вещах». Кто-то может найти это высказывание легковесным, кто-то — банальным, но его обоснованность доказана эффективностью когнитивной психотерапии. Альберт Эллис, один из ее основоположников, суммирует ее основной принцип почти теми же словами: «Вы по большей части чувствуете так, как думаете, и вы можете изменить свое мышление и тем самым изменить свои чувства».
Когнитивную терапию часто называют «когнитивно-поведенческой», поскольку она включает поведенческие элементы. Однако хотя две разновидности пересекаются, они имеют несколько различающиеся подходы. Поведенческая терапия часто рассматривает пациента как овцу или свинью, чье поведение и реакции могут формироваться десенсибилизацией и другими методами выработки условных рефлексов; когнитивная терапия стремится изменить чувства и поведение пациента путем изменение его сознательных мыслей. Хороший пример - конфликты на работе. Когнитивный подход к психическим расстройствам сложился в ранние годы когнитивной революции в психологии.
В 1940-х и начале 1950-х годов несколько ученых предложил и теорию, согласно которой за многие неврозы ответственны не бессознательные конфликты, а ущербные когнитивные процессы. Одним из таких исследователей был Джулиан Роттер (работы которого касательно внутреннего и внешнего локуса контроля мы рассматривали раньше). Будучи и теоретиком, и терапевтом, он разработал подход «социального научения», предполагающий изменение дефектных ожиданий и ценностей пациента. Альберт Эллис, несомненно, лучше всего известный публике Специалист по когнитивной психологии, говорит, что его «пришпорили» работы Роттера и других ученых, но что он начал практиковать и пропагандировать собственную рационально-эмотивную терапию — разновидность когнитивной терапии — в 1955 году и стал таким образом «первым известным когнитивно-поведенческим терапевтом» и «отцом рационально-эмотивной и дедушкой когнитивно-поведенческой терапии».