Основы психологии.
Чувство обязанности помочь пациенту
В сатирических произведениях это изображалось как частое событие, хотя в действительности происходило чрезвычайно редко.
Если бы не чувство обязанности помочь пациенту, большинство психоаналитиков нашли бы такие часы молчания невыносимыми. Кем же они были, эти грозные владыки, обладавшие такой властью над пациентами, оставаясь отстраненными и, казалось бы, равнодушными?
Некоторые и в нерабочие часы играли роль, которую постепенно начинали считать отражением собственной личности: человека мудрого, философичного, с пронизывающим взглядом, склонного к задумчивому молчанию, формального, остроумного, яростно соревновательного и легко ранимого — короче, как можно более похожего на Фрейда (такое впечатление сложилось у автора за четыре десятилетия знакомства).
Однако на самом деле они были не более сходны между собой, чем врачи, скрипачи или слесари. Психоаналитики были (и остаются) самыми разными: ледяными и теплыми, нелюдимыми и дружелюбными, сильными и слабыми.
Тем не менее некоторые проницательные наблюдатели сумели сделать некоторые обобщения. Артур Бартон, «непрофессиональный аналитик», выпустивший сборник кратких автобиографий психоаналитиков, говорит, что многие из них чувствуют себя особыми и одинокими, являются мудрыми рабби (даже те, кто не еврей по национальности), обладают некоторыми так называемыми феминными качествами (материнской заботливостью, интуицией, чувствительностью, эмоциональностью) и тяготеют к агностицизму и либерализму.
Совершенно иная картина была нарисована писателем и педагогом Мартином Гроссом в его едкой публикации 1978 года в «Сайколоджикал Сосайети». Он изображает психоаналитика как человека равнодушного, корыстного, высокомерного, категоричного, любящего промывать мозги пациентам и преувеличивать свои достижения; по мнению Гросса, это или обманывающий себя последователь психоанализа, или не питающий никаких иллюзий шарлатан.
В его обвинениях может содержаться некоторая доля истины, однако в целом непредвзятые исследования изображают психоаналитиков гораздо более позитивно. К 1950-м годам к тому же многие психоаналитики начали склоняться к эго-анализу и прибегать к неофрейдистскому реалистическому взаимодействию с пациентами, активно изучая не только прошлое пациента и его бессознательное, но и сознательные процессы и современные проблемы.