Основы психологии.
Рассуждения, основанные на аналогии
Одной из таких форм мышления является рассуждение по аналогии. Как только мы осознаем, что стоящая перед нами проблема аналогична другой, с которой мы знакомы и решение которой нам известно, мы совершаем мысленный скачок к решению. Многие люди, например, при сборке мебели или техники игнорируют инструкцию и действуют «по ощущению» — ориентируясь на соотношение частей, аналогичное соотношению частей мебели или техники, которую им приходилось собирать раньше.
Рассуждения, основанные на аналогии, осваиваются на поздних стадиях умственного развития в детстве. Дедре Гентнер при изучении рассуждений по аналогии спрашивала пятилетних детей и взрослых, в чем сходство облака и губки. В ответах детей содержалось указание на внешнее сходство («они круглые и пушистые»), а в ответах взрослых — на сходство свойств («они накапливают воду, а потом отдают ее»).
Гентнер интерпретирует рассуждения по аналогии как «отображение» отношений высшего уровня в одной сфере на отношения в другой; она вместе с двумя коллегами написала даже компьютерную программу «Механизм структурных отображений», которая имитирует процесс. Когда компьютер с помощью этой программы сравнивал ограниченные данные, касающиеся строения атома и солнечной системы, он, как и великий физик лорд Рутерфорд, нашел их аналогичными и сделал соответствующие выводы.
Столкнувшись с трудной или незнакомой задачей, люди, как правило, не прибегают к рассуждениям по аналогии, поскольку Редко находят отдаленную аналогию, даже если это дало бы решение задачи. Однако если они осознанно ищут аналогию, то гораздо чаще находят ту, которая вовсе не является очевидной. M.J. Гик и Кейт Хольяк использовали классическую проблему Дункера, о которой шла речь выше: как с помощью облучения уничтожить опухоль в желудке, не повредив окружающие здоровые ткани.
Большинство испытуемых не находили решения спонтанно; тогда Гик и Хольяк рассказывали им о ситуации, которая, как они намекали, могла помочь решить проблему. Речь шла об армии, которая не могла захватить крепость прямой атакой, но добилась своего, когда полководец разделил войска на отдельные отряды и напал на крепость со всех сторон.
Ознакомившись с этой информацией и целенаправленно ища аналогию, большинство испытуемых догадалось о том, что многие источники слабого облучения, размещенные с разных сторон и сфокусированные на опухоли, дадут искомое решение.