Основы психологии.
Рассуждение
Нейрофизиологическая теория не является когнитивной; нейронауки и психология рассматривают один и тот же Феномен на столь различных уровнях, что они могут никогда не соприкоснуться. Однако это еще предстоит узнать. Рассуждение Несколько лет назад я задал Гордону Бауэру, видному исследователю памяти, какой-то вопрос по поводу мышления и был удивлен его раздраженным ответом: «Я не работаю с «мышлением». Я не знаю, что такое «мышление».
Как мог глава факультета психологии Стэнфордского университета совсем не работать с мышлением и даже не знать, что это такое? Потом довольно неохотно Бауэр добавил: «Как я понимаю, речь идет об изучении рассуждения». Мышление традиционно являлось центральной темой психологии, однако к 1970-м годам распространение знаний в когнитивной психологии сделало данный термин неудобным, поскольку мышление включало такие несопоставимые процессы, как мгновенное кратковременное запоминание и длительное решение задач.
Психологи стали предпочитать говорить о мыслительных процессах в более специфических терминах: «чрезмерная регуляция», «укрупнение единиц памяти», «извлечение из памяти», «категоризация», «формальные операции» и множество других. «Мышление» приобрело более узкое и точное значение, чем раньше: манипуляция знаниями для достижения цели. Во избежание непонимания многие психологи, впрочем, как и Бауэр, предпочитают пользоваться термином «рассуждение». Хотя человеческие существа всегда рассматривали способность рассуждать как суть своей человеческой природы, ее изучение долго было психологическим захолустьем.
В 1930-е — 1950-е годы изучение рассуждений ограничивалось экспериментами по решению задач Карла Дункера и других гештальтистов и работами Пиаже и его последователей в области мыслительных процессов, характеризующих различные стадии интеллектуального развития детей. Однако с приходом когнитивной революции исследования рассуждений активизировались. Модель обработки информации позволила психологам сформулировать гипотезы, отражавшие в виде блок-схем то, что происходит при различных видах рассуждений, и компьютер оказался первым приспособлением, с помощью которого эти гипотезы стало можно проверять.
Теория обработки информации и компьютер оказались синергетичными. Гипотеза о любом виде рассуждения могла быть сформулировала в терминах обработки информации — как последовательность специфических шагов; компьютеру могла быть задан программа выполнения аналогичной последовательности шагов. Если гипотеза оказывалась верной, компьютер приходил к такому же выводу, как рассуждающий человеческий ум. Аналогично, если программа рассуждений, написанная для компьютера, давала тот же ответ на определенную проблему, что и человек, можно было предполагать, что программа действует так же или по крайней мере сходно с человеческим умом.