Основы психологии.
Сколько ни меняй, все одно и то же будет
Изучение мыслительных процессов, раскрываемых этими следами, — сфера интересов психолингвистики. (Лингвистика, более старая дисциплина, имеет дело с характеристиками языка как такового.) Вот пример такого следа. Маленькие дети склонны употреблять глаголы и существительные, являющиеся исключениями, так, как будто они подчиняются общим правилам («овецам дали сено»).
Однако слышать такое от взрослых они не могли, а потому это не является подражанием. Такие ошибки, по мнению психолингвистов, говорят о том, что дети улавливают закономерности в речи взрослых и применяют их ко всем глаголам и существительным (такая тенденция называется чрезмерным упорядочением), что свидетельствует о том, что человеческий ум спонтанно делает обобщения на основании примеров, а потом применяет эти обобщения к новым ситуациям. Это только один из множества следов, оставленных мыслительными процессами, которые психолингвисты находят в языке.
Это касается не только английского языка, аналогичные феномены могут быть обнаружены в каждом языке и представляются характерными для человеческого мышления. «Чем больше мы рассматриваем все человеческие языки, — пишет Виктория Фромкин, ведущий психолингвист из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, — тем больше они кажутся подвластными одним и тем же универсальным принципам и ограничениям». Универсальность не касается, конечно, грамматики и словаря; в этом отношении английский, суахили и баскский языки, например, не имеют ничего общего.
Тем не менее дети, которые выросли, слыша каждый из этих языков, опознают без специального обучения формы единственного и множественного числа существительных, настоящего и прошедшего времени глаголов и т.д. и конструируют для себя правила, управляющие языком. Подобным же образом они интуитивно улавливают основные правила, определяющие порядок слов, и оказываются способны составить простые утвердительные предложения, располагая слова в должной последовательности.
Ни один ребенок англоязычных родителей не скажет «Milk more some want I» (правильно было бы «I want some more milk»), так же как ребенок, выросший в другой языковой среде, не будет нарушать порядок слов соответствующего языка. ПСИХОЛОГИЯ была мало связана с лингвистикой до середины XX века, но с началом когнитивистской революции некоторые психологи и лингвисты смутно увидели возможности нового развития своей дисциплины в содружестве с другой.
Например, некоторые новые теории того, как работает грамматика, предполагали, что разум, имея дело с концепциями, совершает комплексные манипуляции, которые нельзя объяснить с точки зрения бихевиористской психологии. В 1953 году ряд психологов и лингвистов собрался на конференцию в Корнелльском университете для обсуждения представляющих общий интерес вопросов; тогда и был введен термин «психолингвистика» для изучения психологии языка.