Психотерапия.
Воплощенная гештальт-терапия
Определение
Психотерапия, как ее понимают в практике воплощенного гештальта, представляет собой один из путей личностного роста. Поэтому особое внимание в ней уделяется воплощению в жизнь, реализации полученного опыта, проживанию этого воплощенного опыта, а также выбору в пользу роста путем того изменения, которое нашло воплощение в полученном опыте. Это прикладная экзистенциальная феноменология. Это также прикладной даосизм. Индивидуальность ( личность ) пользуется особым уважением в этом подходе, поскольку ее раскрытие "здесь и сейчаc" дает толчок развитию тонкого, деликатного процесса сознавания.
Краткая характеристика
Философскую основу практики воплощенного гештальта, составляют экзистенциализм и его восточный аналог - даосизм. И экзистенциализм, и даосизм обращаются к основным онтологическим вопросам : к переживанию текущего момента жизни, к свободе, ответственности, смыслу, ценности. Экзистенциализм предлагает строить психотерапевтическую встречу на отношениях "Я- Ты".
Даосизм утверждает, что отправной точкой для изменений является открытие того, "что есть". Он указывает также, что важно находиться в гармонии с тем, что естественно. Для достижения подобной гармонии следует устранить препятствия на пути истинного потока и позволить этому потоку течь. Что касается теоретических основ, то ими стали гештальт и психотерапия Райха.
Основная идея заключается в том , что в своих действиях человек проходит один за другим ряд циклов потребностей, которые могут быть описаны с использованием принципа гомеостаза. Существует естественный ритм, в соответствии с которым из целого ряда потребностей особое значение вдруг приобретает одна и индивид приступает к ее удовлетворению. Затем он дает возможность этой потребности "лечь на дно", а "на поверхность" выходит другая. Таким образом, повторяется цикл вступления в контакт и выхода из него. Стадия контакта в своем развитии проходит несколько этапов:
Потребность * возбуждение эмоция * действие * взаимодействие * удовлетворение Вслед за удовлетворением наступает эпизод ухода в себя.
Личностную дисфункцию можно рассматривать как самопрерывание естественного потока путем выхода из контакта. В результате "токсических интроектов"(вербальных и невербальных сообщений, полученных в детстве индивидом, блокирующих его природную витальность) индивид может предпочесть отказаться от следующего шага в рассмотренном нами цикле . Эти избегания (или запреты) представляют собой экзистенциальный выбор индивидом уменьшения своей жизненной силы. Они могут иметь место на любом из семи этапов рассмотренного нами цикла .
Причем на каждом из них действуют специфические механизмы. Таким образом, затемняя, притупляя осознание, человек может избегать осознания дифференцированной потребности, какой-то эмоции чувства удовлетворения или уместного ухода . Напрягая дыхательные мышцы и стесняя тем самым дыхание, человек избегает ощущения организменного возбуждения .
Выполнения какого - либо действия можно избежать, хронически напрягая мышцы - антагонисты , выполняющие действие , на которое наложили запрет "токсические интроекты". Существуют различные способы, позволяющие избегать потенциально удовлетворяющих взаимодействий . Наша главная цель заключается в том , чтобы помочь клиентам осознать , в каком звене цикла они прерывают его , как они это делают и какой " токсический интроект " побуждает их к этому . Вторая цель заключается в том , чтобы помочь им взять на себя ответственность за тот выбор , который они делают . С помощью психодрамы мы можем вызвать конфронтацию с " токсическим интроектом ".
Это дает клиенту возможность организменного выбора в пользу восстановления естественного цикла контакт - уход . " Токсический интроект " приводит к тому , что нарушается естественный поток и уменьшается жизненная энергия ; психодраматическое отреагирование нового выбора отражает квинтэссенцию изменения в этом воплощении . Рост происходит благодаря опыту в условиях повышенного сознавания . Философия , о которой мы здесь говорили , может показаться труднодоступной , теория - сложной , но используемые методы просты .
Методика заключается в феноменологическом наблюдении за прохождением клиентом цикла . В тот момент , когда клиент прерывает цикл , мы помогаем ему осознать происходящее и сделать выбор . Используемые нами методы включают ролевую игру , экспериментирование с различными позами и движениями , непосредственный телесный контакт , фокусированное дыхание , техники пробуждения чувств и так называемые функциональные вопросы . (" Что вы осознаете ? "," Как вы этого добиваетесь ? ") Наш лозунг : " Сознавай , переживай , выражай".
Критические замечания
То обстоятельство , что целью практики воплощенного гештальта является личностный рост , представляется одновременно и достоинством , и недостатком . Достоинство заключается в том , что мы можем сосредоточить все свои усилия на развитии человеческого потенциала . Таким образом , облегчается переход от обычного уровня функционирования к сверхобычному уровню , а также переход от уровня дисфункции к уровню обычного функционирования .
При таком подходе рост предполагает сознавание и как метод , и как критерий . Однако развитие сознавания требует времени . В некоторых ситуациях симптоматическое лечение и поведенческие изменения быстрее могут быть осуществлены иными средствами . В некоторых других видах психотерапии , для того чтобы эффективно устранить симптомы и нежелательное поведение , нет необходимости прибегать к сознаванию . В практике воплощенного гештальта вопросы переноса и контрпереноса отчасти остаются на заднем плане . В данном подходе внимание направлено на личностный процесс клиента , а психотерапевт помогает ему в сознавании тех моментов , когда он прерывает цикл . Это не вызывает переноса и контрпереноса в явном , бросающемся в глаза виде , что можно наблюдать в других направлениях психотерапии .
Некоторые скажут , что в этом заключается недостаток нашего подхода . Другой недостаток заключается в том , что наш подход не вызывает регрессию клиента , когда он переносит на психотерапевта чувства , которые испытывал в прошлом к одному из своих родителей (" регрессивный репарентинг "). К " регрессивному репарентингу " следует обращаться в некоторых случаях острых характерологических нарушений . В нашем подходе психотерапевт играет скорее роль гуру , чем родителя . Что касается использования нашего подхода в групповой работе , то надо сказать , что внимание уделяется здесь процессу , происходящему в системе " индивид в его окружении ", а не групповому процессу .
Групповой процесс остается фоном , если только не достигает порога , за которым он прерывает индивидуальный процесс . В результате часто не используются преимущества группового процесса и анализа групповой динамики . Практика воплощенного гештальта исключает принуждение . Иногда используется конфронтация , но только для того , чтобы со всей определенностью продемонстрировать клиенту , что происходит так называемое " избегание ". Мы не оказываем ни давления , ни мощной поддержки клиенту , необходимых во многих случаях при криминальном поведении и наркотической зависимости .
Для того , кто в определенный период нуждается во внешнем руководстве , наш подход мало пригоден . Он не обеспечивает высокую степень структурированности . Наш вид психотерапии посвящен переживанию , ориентированному на личностный рост . Наибольшую пользу от такого подхода получат клиенты , проявляющие хотя бы умеренное желание больше узнать о себе и получающие удовольствие от работы над собой , экспериментированию и занятиям , требующим самодисциплины .
Если эти качества у клиента отсутствуют , то вряд ли наш подход принесет большой успех . Мы тщательно избегаем давать советы и интерпретации . Неприемлемо для нас и использование манипулирования для достижения поставленных целей . Некоторые сочтут такой подход ограничивающим возможности психотерапевта . Научение мы трактуем на практике как открытие себя . Как отмечал Фриц Перлз , правду о себе легче принять в том случае , когда вы открываете ее сами , ибо тогда гордость исследователя сделает для вас правду приятной .