Основы психологии.
Презентация целевого слова
В каждом опыте эксперимента № 5 происходило следующее:
1. Для задания на проспективную память предъявлялся целевой объект.
2. Семь целевых объектов оценивались с точки зрения образов.
3. Лексические решения (значащее слово или совокупность букв) выносились относительно 18 объектов.
4. Семь дополнительных объектов оценивались с точки зрения образности.
Выполняя задание по оценке образности, испытуемые должны были нажимать клавишу каждый раз, когда они обнаруживали целевое слово (задание на проспективную память). Однако (и это является самой важной частью эксперимента) испытуемым было ясно сказано, что, выполняя задание, связанное с принятием лексического решения, они должны игнорировать задание на проспективную память. Наибольший теоретический интерес заключался в том, чтобы увидеть, что происходит, когда целевое слово в задании на проспективную память предъявляется тогда, когда испытуемые выполняют задание, связанное с принятием лексического решения.
Согласно РАМ-теории, у испытуемых не должно было быть ни малейшего намерения выполнять задание на проспективную память. В результате не должно было быть никакого предумышленного мониторинга и презентация целевого слова не должна была прервать выполнения лексического задания. Напротив, в соответствии с мультиоперационной теорией автоматические процессы происходят непредумышленно, вследствие чего предъявление целевого слова должно активировать процессы, вовлеченные в выполнение задания на проспективную память, что, в свою очередь, прервет выполнение лексического задания.
Было выявлено значительное по сравнению с контрольной группой (на 55 мс) замедление выполнения лексического задания при предъявлении целевого слова задания на проспективную память, что лучше согласуется с мультиоперационной теорией. В целом большинство специалистов склоняются к тому, что успешное выполнение заданий на проспективную память требует активного использования мониторинга, включая и использование подготовительных процессов внимания.
Однако представляется более вероятным, что это в большей степени относится скорее к лабораторным ситуациям, когда люди должны помнить о своих намерениях в течение короткого промежутка времени, чем к ситуациям в реальной жизни, когда периоды времени значительно продолжительнее. Результаты исследований сви-детельствуют о том, что успешное выполнение заданий на проспективную память не обязательно предполагает участие мониторинга, а потому лучше согласуются с прогнозами мультиоперационной теории, чем с прогнозами теории РАМ.
Весьма вероятно, что иногда мы используем относительно автоматические процессы, практически не требующие обработки информации для выполнения задания на проспективную память. Как следует из мультиоперационной теории, процессы, на которых основана проспективная память, зависят от природы задания, которое предстоит выполнить, и варьируют от процессов, требующих мониторинга, до относительно автоматических процессов.