Основы психологии.
Почему проспективная память иногда подводит пилотов?
Дисмьюкс и Новински (Dismukes & Nowinski) обнаружили 75 докладов, в которых оказалось возможным однозначно определить природу отказа памяти, вызвавшего инцидент или трагедию. В 74 случаях причина заключалась в проспективной памяти и лишь в одном — в ретроспективной! Почему ретроспективная память вела себя практически безупречно? Основная причина заключается в том, что пилоты проходят продолжительную и чрезвычайно серьезную подготовку.
В результате они прекрасно знают и помнят все операции, связанные с управлением самолетом. Однако к сожалению, в том, что касается защиты от сбоев в проспективной памяти, их подготовка менее эффективна. Дисмьюкс и Новински выделили пять основных типов ситуаций, связанных с управлением самолетом и предъявляющих серьезные требования к проспективной памяти (Dismukes & Nowinski):
1. Эпизодические задания: пилоты должны помнить, что позднее им предстоит выполнить задание, которое обычно не выполняется в данное время (например, сообщить о том, что самолет летит ниже 10 000 футов).
2. Традиционные задания: пилоты и экипаж должны помнить о выполнении традиционных заданий в правильной последовательности. Следует отметить, что для подготовки к вылету большого самолета требуется выполнить примерно 100 операций.
3. Нетипичные действия, заменяющие привычные: в некоторых обстоятельствах (например, когда в небе одновременно находится много самолетов, или резко ухудшается погода) экипажи должны быть готовы отклониться от стандартных процедур.
4. Прерванные задания: пилоты и экипаж должны помнить о том, что им нужно закончить выполнение операции после того, как их прерывали стюардессы, механики или люди, сидящие на откидных креслах.
5. Одновременные задания: пилотам и экипажам часто приходится одновременно выполнять два задания (или более).
Например, первый помощник командира экипажа может одновременно перепрограммировать систему управления, следить за полетом самолета и вести радиопереговоры. Почему проспективная память иногда подводит пилотов и членов экипажа во время управления воздушным судном? Как правило, выполняя последовательность операций, пилоты и экипажи формируют четкое намерение выполнить данную операцию потом.
Затем они направляют свое внимание на другие операции, полагаясь на то, что либо какая-то подсказка, либо какой-то признак в положенное время напомнят им о том, что они должны сделать. При нормальных обстоятельствах такая стратегия успешно срабатывает. Однако когда имеет место отклонение от нормальных обстоятельств, что происходит, когда привычные действия приходится заменять нетипичными или когда пилота кто-то отвлекает, могут возникнуть проблемы.