Основы психологии.
Когнитивное интервью
Два первых правила базируются на принципе специфиче-ского кодирования (Tulving, 1979; см. гл. 8). Согласно этому принципу, свидетель вспоминает больше всего тогда, когда имеет место максимальное перекрывание или сходство между контекстом, в котором совершено преступление, увиденное им, и контекстом, в котором он пытается вспомнить о нем. Третье и четвертое правило базируются на допущении, что следы в памяти, как правило, сложны и содержат разную информацию (например, информацию о настроении человека в момент научения).
Следовательно, информация о преступлении может быть получена разными путями, каждый из которых может стать источником сведений о разных аспектах изначального опыта. Фишер и др. разработали усовершенствованную версию когнитивного интервью (Fisher, Geiselman, Raymond, Jurkevich & Warhaftig, 1987). Она базируется на рассмотренных выше четырех правилах и содержит следующие рекомендации:
Следователи должны минимально отвлекать свидетелей и давать им возможность говорить медленно, выдерживая паузы между ответом и следующим вопросом. Они должны пользоваться языком, понятным свидетелям, воздерживаться от интерпретирующих комментариев, стараться успокоить свидетеля, избегать суждений и личных комментариев и постоянно следить за тем, чтобы свидетель не отвлекался от событий и людей, причастных к расследуемому преступлению (Roy, 1991). Насколько эффективно когнитивное интервью?
Подавляющее большинство данных свидетельствует о его очевидных преимуществах перед традиционными полицейскими допросами. Гейзельман и др. (Giselman et al., 1985) сравнили эффектив-ность трех подходов, когда свидетелей интервьюировали спустя 48 часов после того, как им был показан полицейский тренировочный фильм о преступлении, связанном с насилием.
Одним подходом было стандартное интервью, проводимое в полиции Лос-Анджелеса, вторым — когнитивное интервью. Третий подход заключался в том, что прежде, чем свидетели вспоминали о преступлении с использованием стандартной процедуры, их подвергали гипнозу. Гипноз — чрезвычайно противоречивая процедура, прежде всего потому, что он увеличивает внушаемость людей и соответственно — объем сообщаемой недостоверной информации.
Гейзельман и соавторы нашли, что когнитивное интервью оказалось самым эффективным подходом. С его помощью было получено несколько больше правильных утверждений, чем с помощью гипноза, и гораздо больше, чем с помощью стандартной процедуры.