Основы психологии.
Насколько хорошо мы запоминаем лица?
Эта проблема была исследована группой авторов (Bruce, Henderson, Greenwood, Hancock, Burton & Miller, 1999). В связи с широким распространением систем скрытого видеонаблюдения в США, в Великобритании и в других странах они решили оценить способность людей идентифицировать кого-либо на основании записей камер видеонаблюдения. Испытуемым было предъявлено «целевое лицо», взятое из таких записей, и набор из десяти высококачественных фотографий.
Испытуемые должны были либо сказать, что фотографии «целевого лица» нет, либо идентифицировать ее. Результаты разочаровали экспериментаторов. Когда среди фотографий присутствовало и «целевое лицо», оно было идентифицировано в 65% случаев. Когда же «целевого лица» среди фотографий не было, 35% испытуемых тем не менее утверждали, что на него похожа одна из представленных фотографий. Когда испытуемым предоставили возможность посмотреть пятисекундный фрагмент записи «целевого лица» и фотографии, их результаты не улучшились.
Некоторые факторы, от которых зависит память на лица, были идентифицированы Паттерсоном и Баддли (Patterson & Baddeley, 1977). Испытуемые распределяли фотографии не знакомых им людей по разным физическим признакам: форме подбородка, форме носа, глаз, типу волос или по таким психологическим параметрам, как искренность, интеллект или живость. Они также учитывали и влияние переодевания. Авторы утверждают, что хотя, возможно, легче запомнить лицо благодаря его искренности и интеллекту, чем по носу или по глазам, столь же вероятно и то, что переодевание может ввести в заблуждение.
Гораздо легче сделать так, чтобы человек казался менее интеллектуальным или более друже-любным, чем изменить овал лица или величину носа. Паттерсон и Баддли начали с того, что предъявили испытуемым фотографии актеров-любителей и своих коллег, причем все сфотографированные были либо без всякой «маскировки», либо с такими «маскировочными элементами», как борода, парик или очки, которые присутствовали в разных сочетаниях.
Фотографии были как анфас, так и в профиль. Испытуемые были ознакомлены с одной фотографией каждого человека с каким-либо сочетанием «маскировочных элементов». Эти фотографии «целевых индивидов» предъявляли до тех пор, пока испытуемые не начали стабильно узнавать их и правильно называть имя сфотографированного человека.
Затем испытуемым были предъявлены фотографии «целевых индивидов» со всеми возможными комбинациями «маскировочных элементов» анфас или в профиль вместе с фотографиями незнакомых людей, «замаскированными» точно так же. Испытуемые должны были идентифицировать «целевых индивидов» и назвать их имена.