Основы психологии.
Поведенческие подходы к больным БА
На ранних стадиях болезни можно использовать такие методы, как научение без ошибок и затухающие сигналы, основанные на относительно сохранной процедурной и имплицитной памяти и помогающие пациентам овладеть навыками, которые дадут им возможность оставаться в хорошей форме по мере того, как болезнь будет прогрессировать (Clare, Wilson & Carter, 2000).
Например, пациентов учат пользоваться такими простыми «помощниками памяти», как доски объявлений или календари, их также учат не докучать ухаживающим за ними людьми одними и теми же вопросами, поскольку именно это является одним из самых трудных аспектов ухода за людьми с тяжелой формой БА. Можно так модифицировать окружающую обстановку, чтобы она стала более простой и удобной для них. Так, описан один больной, который постоянно терял свои очки и курительную трубку и очень нервничал по этому поводу (Moffat, 1989).
Его научили всегда класть очки и трубку в ярко оранжевую сумку из огнестойкого материала. Он не помнил, где оставлял их, но без труда их находил. Известно немало программ, нацеленных на объединение технических средств и навыков, назначение которых — помочь пациенту и ухаживающему за ним человеку справиться с последствиями прогрессирующего заболевания.
Спектор и др. описывают программу, которая способствует улучшению определенных навыков и снижает уровень депрессии, хотя — как и описанная выше программа тренировки памяти для пожилых людей — она не распространяется на повседневную жизнь (Spector, Davies, Woods & Orrell, 2000).
Как отмечалось выше, самый сильный стресс обычно вызывают не чисто когнитивные аспекты БА, в связи с чем наметился возрастающий интерес к тому, как помочь больным и ухаживающими за ними людьми справляться с социальными и эмоциональными стрессами, причиной которых становится БА. Одной из волнующих особенностей потери памяти является проблема поддержания чувства собственной идентичности.
Особенно острой эта проблема становится для тех больных, которые вынуждены переселиться в дом престарелых; им при-ходится расстаться с привычной обстановкой и привыкать к новому окружению и незнакомым людям.
Известно немало подходов к решению этой проблемы. К примеру, тренинг ориентации в реальной жизни включает оказание помощи пациентам в том, что касается ориентации во времени и в пространстве, утрату которой, если учесть некоторые обстоятельства, трудно назвать радужной перспективой.